X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Река Тура

Тура — самая длинная улица Тюмени: от Метелево, где она входит в границы города, до Антипино без малого 40 километров. Другой такой улицы у нас в городе нет.

От истоков до устья

Тура начинается в горах Среднего Урала, в 4 км к юго-западу от железнодорожной станции Хребет Уральский, и в 18 км к северо-западу от г.Кушва. Образуется Тура от слияния нескольких мелких горных ручьев.

Длина Туры 1030 км, на территорию Тюменского района приходится около 260 км. От Тюмени (устья р.Тюменки) до места впадения Туры в Тобол -187 км.

Свои воды Тура собирает с огромной территории площадью 80400 кв.км. Это — бассейн реки. Длина бассейна 505 км, ширина 285 км. Он наполовину покрыт лесами и сильно заболочен.

На Туре немало перекатов, где ширина реки сужается до 60-70 м, а глубина не превышает 1,3-2 м. На плесах Тура разливается до 150-200 м, в этих местах глубина ее до 14 м. В русле есть ямы-омуты глубиной до 20-30 м. Когда-то в эти ямы — их называли зимовальными — собиралась назиму различная речная рыба.

Тура дала названия местным крупным населенным пунктам. Три из них мы назвали. Eсть еще Туринск, Туринская Слобода, несколько сел в Свердловской области. Вблизи Тюмени есть деревня Тураева, была еще Турайчик, есть агрофирма «Туринская» в селе Чикча, улица Туринская в Затюменке, железнодорожная станция Тура в речном порту Тюмени.

Немало людей носят фамилии, произведенные от названия нашей реки: Туринцевы, Турищевы, Тураевы и др.

Ученые, начиная с первого историка Сибири Г.Ф.Миллера, считают, что название реки происходит от первой столицы западносибирских татар Чимги-Тура, на месте которой построена современная Тюмень. По сообщению Г.Ф.Миллера, «Тура по-татарски и бухарски означает «городок» или «укрепленное место», может быть, река Тура получила свое название от старого татарского городка Чимги. Башкирцы не имеют для тобольских и тюменских татар никакого другого названия, как турали: они объясняют это название тем, что татары спокон века жили в городах и укрепленных местах или, по крайней мере, на одном и том же месте».

Большая дорога

Eще в глубокой древности Тура служила путем оживленной торговли между жителями степи и лесостепи Зауралья с племенами Урала, Предуралья и Поволжья.

Более 4 веков назад по Туре пришел в Сибирь со своей дружиной Eрмак. У него, конечно, были знающие проводники, не раз, видимо, прежде бывавшие на Туре.

По Туре долго осуществлялась связь центральной части Российского государства со «вновь приобретенными землицами» за Уралом.

На Туре в 1586 г. был построен первый русский город в Сибири с татарским названием Тюмень. Через год по Туре и Тоболу ушел отряд стрельцов и казаков во главе с Данилой Чулковым, чтобы заложить будущую столицу Сибири — город Тобольск (1587 г.).

На Туре началось большое сибирское судостроение — постройка пароходов, причем патриоты Тюмени говорят и пишут, что это было «вблизи Тюмени, в Слободе Туринской», хотя между этими пунктами около 200 верст. Мелкие речные суда на Туре делали спокон века. В Тюмени триста лет наиболее почетным делом считалось изготовление лодок, дощаников и других речных судов, спрос на которые был постоянным. На Туре образовалось первое в России пароходство, на 20 лет раньше, чем на Волге.

Когда во второй половине XVIII в. в России по европейскому образцу стали давать городам гербы, Тура попала на герб Тюмени, где была изображена «в синем поле серебряная река с плывущим по ней натурального цвета с золотой мачтой судном, называемым дощаником; в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам». По «серебряной реке» от Тюмени начинается Великий сибирский путь: по Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и их притокам суда достигали самых дальних мест Сибири, Алтая, выходили в моря Ледовитого океана, а по ним — в другие реки Сибири…

Соседка беспокойная

Тура — в значительной мере мать Тюмени, одновременно она и беспокойная соседка. С тех пор, как 411 лет назад на крутом туринском яру воеводы Мясной и Сукин поставили Тюмень, река смыла на 200 м берега и крушит их до сих пор.

Eще первое поколение тюменцев поселилось на низком левом берегу Туры, где образовалась сначала Бухарская (1595 г.), а позже Кожевенная слобода. И с тех пор обитатели Заре-ки ежегодно живут в опасении наводнения.

В годы с высоким половодьем река разливается во всю ширь от левого до правого коренного берега — в черте города это 3 километра сплошной воды. На фотографиях конца прошлого-начала XX вв., хранящихся в музеях и архивах, можно видеть масштабы беды, постигавшей Тюмень.

Одно из таких сильных наводнений было в 1879 г. Городская дума в протоколе своего заседания отметила, что «часть города Тюмени за рекой Турою почти вся затоплена водою. Eсть много бедных, лишившихся с семействами от затопления домов и требующих вследствие сего помощи…» По предложению городского головы П.И.Подаруева был учрежден комитет для вспомоществования лицам, пострадавшим от наводнения, чтобы «удовлетворять действительные нужды бедствующих, как во время наводнения, так и после оного». Купец Опонешников пожертвовал 3000 рублей «для вспомоществования лицам, пострадавшим от наводнения». Была открыта подписка для сбора пожертвований в помощь терпящим бедствие тюменцам.

Научные наблюдения за уровнем воды в Туре начаты в 1894 г. Сначала они велись буквально у порога Городской думы, а после постройки первого железобетонного моста в створе ул.Челюскинцев в 1961 г. перенесены к его опорам. Установлен так называемый «условный нуль», от которого начинается подъем воды. Этот «нуль» -средний из самых низких уровней воды в реке в летние маловодные периоды, когда в реку поступает только вода грунтовая и из притоков.

За последние 70 лет высокие уровни половодья были в 1927 г. — 8,6 м, 1941 г. — 7,27 м над «условным нулем», в 1943 г. и 1957 г. — 8,32 м, в 1970 г. — 8,5 м, в 1987 г. — 8,4 м, в 1997 г. — 8,15 м. Самый высокий уровень подъема половодья за 100 лет наблюдений отмечен в 1979 г. -9,15 м. Тогда газета «Труд» 15 мая писала: «На Тюмень обрушилось небывалое за всю историю наводнение… Город словно крепостной стеной обнесен дамбами. За ними — бескрайнее море воды… Небольшие поселки, временные сооружения, расположенные в пойме, затоплены до крыш. Около 3000 жителей… переселены в школы, спортивные залы».

Многие жители Тюмени помнят еще тот год. 16 мая в 11 часов вечера Тура прорвала дамбу, ограждавшую поселок ДОКа «Красный Октябрь». Высота воды в Туре была в тот день 9,14 м. 19 мая в Тюмень прилетел председатель Совета министров А.Н.Косыгин и с вертолета осмотрел город, провел совещание с городскими и областными властями, были выделены необходимые материальные и денежные ресурсы.

Дамба — удавка на горле

Прежние наводнения на Туре резко отличались от современных: они были менее высокими и более короткими. Полая вода разливалась во всю ширь поймы — 3-4 км — и обычно быстро уходила вниз, если не было подпора на северных реках. Вода выходила на пойму из русла при высоте 5,9-6,0 м над «нулем». Она и теперь выходит на пойму при таком уровне половодья выше и ниже Тюмени.

Однако в половодье заливается не вся пойма. У самого русла на берегу реки находится так называемый «прирусловый вал» — самое высокое место поймы, которое заливается не всегда, а если и заливается, то совсем ненадолго. Левый берег Туры в пределах Тюмени от нынешней школы N 11 до челюскинского моста имеет от природы значительную высоту — от 7 до 8 м над «нулем», а потому и прежде не всегда заливался половодьем. Так что тюменские воеводы, выселяя в 1595 г. бухарский торговый караван на левый берег Туры, знали, что это место достаточно высокое, и долгожданные гости (так в ту пору называли еще купцов) из Бухары не утонут в Туре.

Маловодные годы, когда наводнения не было или оно было коротким, провоцировали людей селиться в более низкие места. Тогда и появилась опасность наводнений для жителей Зареки.

В царское время и в первые годы советской власти на берегах Туры серьезных защитных дамб не строили. Заречье было крошечным, страдало от наводнения сравнительно немного людей, им помогали всем миром ремонтировать дома. В 30-е гг. XX в. городские власти вообще считали, что в Заречье людям жить вредно и предлагали всех переселить «на гору», оставив в Зареке только промышленные предприятия. Может, так бы и получилось, но война 1941-1945 гг. все планы порушила.

Когда стало ясно, что Зарека остается навечно, городские власти стали принимать меры для защиты основной части Зареки от наводнений. В 40-е годы был насыпан земляной вал по Красному переулку, тому месту, где теперь стоит магазин «Мангазея», и к Туре метров на 50 ниже современного челюскинского моста. Теперь этот земляной вал стал улицей. В остальной части Зареки населения было совсем мало, и его не защищали. Подсыпали дамбу и по ул.Береговой, но мало.

Но вот в 1956 г. стали строить челюскинский мост, и к нему через всю пойму насыпали дамбу, преградившую путь половодью по пойме. Для прохода воды осталось вместо трех километров всего метров 100 русла под мостом и метров 50 — под мостиком у Парфеново.

Вторую дамбу поперек поймы построили в середине 60-х гг., когда сооружали совмещенный мост в створе ул.Мельникайте: делали узкоколейку на Тарманы для доставки торфа на ТЭЦ. Здесь Туре оставили только русло — около ста метров.

Третью дамбу насыпали в начале 80-х гг., когда строили мост в створе ул. Профсоюзной. Туре оставили сто метров русла и 20 м под мостом на краю озера Алебашева у Парфеновского кладбища. Однако Туру сюда не пускают: по краю парфеновского озера насыпана дамба.

В 1979 г. очень высокую дамбу соорудили по ул.Береговой и далее по берегу Туры до 1 -го Заречного микрорайона, который тогда начали строить. С начала мая тысячи людей и автомобилей работали круглосуточно и безвозмездно. Автомобилями подвозили грунт. Рабочие, солдаты, студенты насыпали его в мешки и укладывали в тело дамбы. Круглосуточно работал штаб борьбы с наводнением.

Вокруг Тюмени в радиусе 30 км был установлен строжайший «сухой закон», любители выпить ездили в свердловский Тугу-лым или в село Исетское, Нижнюю Тавду.

Все эти дамбы и взяли Туру за горло, а Тура взаимно повышала уровень половодья. Когда огромную массу прибывающей в половодье воды заставляют идти через узкую канаву-русло, уровень ее резко поднимается, вода начинает топить окрестности. Возникает потребность насыпать дамбы выше, что и делают теперь городские власти.

Четвертая дамба пересекла пойму у воронинского моста, там для Туры оставлено тоже 100 метров русла. На уровень воды в Тюмени она не влияет, но стали тонуть огороды и дома в Верхнем Бору и д. Решетниковой.

В общем, устроим наводнение своими руками…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта