Об чем думает Даниил Крамер
Диалог с Даниилом Крамером, знаменитым российским джазовым пианистом, начался, как в джазе, — с неожиданного экспромта, со стечения обстоятельств.
Об интервью я и не мечтала, просто привела фотографа на репетицию дуэта Крамер-Багиров перед концертом 30 октября. И оказалось, что нет ключа от зала, где находится рояль. Репетиция задержалась на час, а нам удалось побеседовать с Даниилом Крамером.
«Как-то я побывал в Уагадугу — столице африканского государства Буркина-Фасо, Меня пригласили на деревенский праздник, — начал свой рассказ Крамер. -Ну, есть я там ничего не стал (для европейского человека их пища смертельна), а вот музыку слушал. Играли деревенские мальчики, природные бангисты. Я погиб от этих ритмов! Представьте: вечер, костер, монотонное пение и танцы женщин, и мальчики выводят такие ритмические рисунки, которые мне, профессиональному музыканту, ни-ко-гда не воспроизвести! Так обрабатывают, что тебя качать начинает, впадаешь в настоящий транс!»
Eще одна забавная история приключилась с Крамером в родном еще Советском Союзе: тогда он выступал в паре с джазменом Александром Фишером. В одном провинциальном городке делегация| встречающих оторопела, когда ожидаемые из Западной Германии гости — Крамер и Фишер — заговорили на чистом русском языке.
В Австралии также недоумевали: первые джазмены из России со странными нерусскими фамилиями. «Ни нашим, ни вашим».
После — лирическое отступление о детстве и юности: карьеру выбрал сам, мама предупредила: «Сейчас скажешь «да», после этого пеняй на себя». После — афоризмы по поводу нравов итальянцев (в свое время была попытка эмиграции). Италия похожа на нас: главное — блат, друзья. Но в этой «похожей» стране Крамер не смог прожить и трех месяцев: «Вернулся в Россию, деградирующим музыкантом, не могу жить за рубежом. Там очень много хороших людей, друзей, но — не те».
Экспериментальный проект Даниила Крамера «Джазовая музыка в академических залах» набирает обороты. 8 октября был первый концерт в Москве, в зале консерватории. 10 мая состоится концерте квартетом им. Глинки. Музыканты наравне с классикой будут играть джаз (классический, расписанный на партитуры) и… свинговать! Вольно!
И это еще не все. Крамер намерен привести в академические залы и джазовый авангард (Владимира Чекасина!). Вот когда филармонические стены дрогнут!
Но жизнь состоит не только из праздников. Нам довелось выслушать страстный монолог действительно задетого за живое творца, когда разговор зашел о недавних событиях. О весенней депеше, подписанной госпожой Дементьевой, бывшим министром культуры:
«Она загубила треть русской культуры. Очень многие люди нашей культуры расценили это как акт предательства. В результате мы жалуемся на то, что народ спивается, плохо работает, что растет бандитизм. А почему в маленьком американском городке три симфонических оркестра, несколько театров, несколько музеев?! Сколько угодно можно говорить о связи производства с концертом Моцарта. Как человек может думать о любви к своему делу, если он не думает о душе. Как его душа относится к тому, чем он занимается? Все сказал Бабель по этому поводу: «Об чем думает такой человек? Об выпить рюмку водки».
Дяди наверху забыли, чем человек отличается от обезьяны. Не трудом, по Марксу. Пчелы и муравьи куда больше трудятся. Человек отличается от животного тем, что у него есть душа. Это началось тогда, когда охотник не съел жирный кусок мамонта, а отнес его бездельнику, который забавлялся тем, что рисовал на стенах. Именно этот «бездельник» и делает человеческую душу.
Eсли и есть в созданной человеком цивилизации некто, способный изменить его душу, то это служитель культа и служитель искусства. И если этим людям удается исполнить свою миссию, то они недаром прожили жизнь. Я это говорю без пафоса — от горечи».
Даниил Крамер убежден, что страну спасет труд «одухотворенный»: «Надо работать так тяжко, как работают настоящие музыканты, которые вскакивают посреди ночи, когда им в голову приходит новая идея, как одержимые ученые».
Вот такой он, Даниил Крамер, — забавник, балагур, великолепный музыкант, гражданин своего отечества. Разный, непредсказуемый и страстный, как и его блистательные экспромты.
***
фото: