X

  • 11 Октябрь
  • 2024 года
  • № 112
  • 5611

Закон. И только закон должен быть основой нашего продвижения вперед

Заявление губернатора Тюменской области Л.Ю. Рокецкого Уважаемые тюменцы!

В последнее время ко мне лично и через средства массовой информации усиливается поток обращений, требующий обнародования моей позиции по ряду принципиальных вопросов, касающихся жизненных интересов населения нашей области.

Вынужден открыто заявить, что в основе большей части пропагандистских выпадов в мой адрес и в адрес областных структур власти лежат хорошо продуманные и далеко не всегда благовидные политические цели. Искренне сожалею, что в круговорот событий все больше втягиваются народные представители власти — депутаты областного и окружных законодательных органов.

Да, с большими потерями для населения, болезненно и противоречиво протекают реформы как в южной промышленной и сельскохозяйственной зоне, так и на северных нефтегазовых территориях области.

Не исключаю, накануне избирательной кампании в Государственную Думу РФ кому-то очень хочется во всех смертных грехах обвинить губернатора области. За этим часто стоят конкретные политики и политиканствующие журналисты, имена которых мне и вам хорошо известны. Но меня трудно обвинить в закрытости и непоследовательности. Именно поэтому считаю необходимым высказаться по ряду принципиальных позиций.

В разрешении самых сложных проблем я всегда исхожу из требований Закона, поэтому действия мои предсказуемы и понятны. Не принимаю обвинений в каких-либо закулисных играх. О своих подходах заявляю открыто и ясно, не стремлюсь ради спокойной и психологически комфортной жизни отступить от выстраданных принципов.

Во всем есть чувство меры. Я не приемлю более пропагандистского давления на меня как губернатора и на органы власти области, особенно по ключевым вопросам, касающимся жизненных интересов населения — как «северян», так и «южан».

Наконец, я всегда готов к конструктивным договоренностям и предметным переговорам, которые направлены на конкретные и понятные результаты, расширяют интеграционные процессы, укрепляют наше экономическое и политическое единство, а не становятся ширмой для совершенно противоположных целей.

Не умаляю полномочий автономных округов как субъектов Российской Федерации. Но подскажите мне, как обеспечить полномочия не менее легитимного субъекта России — Тюменской области, в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа? Это не мой вымысел. Это историческая реальность прошлых лет и данность нашего времени, зафиксированная новой Конституцией и Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. за № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области».

Или мне проигнорировать эти реалии, как и решения высшего конституционного органа судебной власти? Смириться и разделить позицию политиков, после года «согласительных процедур» обеспечивших принятие в новой редакции Устава Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором не нашлось места ни для одной статьи, отражающей статус округа как составной части Тюменской области? А область распустить за ненадобностью?

Этого я не допущу никогда. И всеми доступными мне средствами буду противодействовать любым проявлениям политического фарисейства, из каких бы структур и институтов власти они ни исходили.

Вот почему я высказал свою позицию по ситуации в области в письме руководителю администрации президента Российской Федерации. И это мое право.

В сложившихся условиях как один из важных инструментов развития эффективного государственного управления рассматриваю создание территориальных (региональных) структур федеральной власти. Безусловно, здесь большое поле для взаимных вместе с федерацией согласований. Не важно, где будут расположены головные подразделения, скажем, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования — в Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, Новом Уренгое или Салехарде, главное — работать они должны на территорию в целом. Не вижу здесь никакого ущемления суверенных прав автономных округов.

Такой подход вполне соответствует правительственному постановлению № 345 от 29 марта 1999 года по вопросам государственного строительства и федеративных отношений.

Именно в этом направлении сориентированы две важных, на мой взгляд, инициативы: создание в июле 1998 г. Ассоциации сложнопостроенных субъектов Российской Федерации — края, областей, имеющих в своем составе автономные округа, — и предложения по реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П, подписанные в марте 1999 г. главой администрации Архангельской области А.А.Eфремовым, губернатором Красноярского края А.И. Лебедем, губернаторами Иркутской и Тюменской областей — Б.А. Говориным и Л.Ю.Рокецким.

Но почему же так всполошились активисты и идеологи защиты «конституционного порядка» от автономий? Кстати, пять лет назад в г. Ханты-Мансийске распоряжением главы города В.Г.Яковлева зарегистрирована ассоциация автономных округов Российской Федерации. Уважая право их руководителей на объединение и отстаивание интересов коренных народов, как прописано в Указе президента и соответствующем постановлении правительства, я воспринял это спокойно, хотя с первых дней лидеры ассоциации в своей деятельности взяли курс, выходящий далеко за рамки президентского указа и правительственного постановления. Против же Ассоциации сложнопостроенных субъектов Российской Федерации подняли «всех святых» в регионах и федеральных органах власти.

Успокойтесь, господа, неудобно слушать, что все цели тюменского губернатора в связи с государственной регистрацией нужного объединения сводятся лишь к его стремлению занять еще одно руководящее кресло.

Поясняю еще раз: объединение края, областей, имеющих в своем составе автономные округа, необходимо прежде всего для обеспечения скоординированных подходов в вопросах регионального и федерального законодательства, представляющего взаимный интерес. Хватит смешить людей и обивать с переменным успехом пороги министерских кабинетов, нанимать разного рода лоббирующих функционеров.

Нам всем нужна хорошо продуманная система законодательства, способная последовательно разрешить большую часть имеющихся противоречий. В первую очередь именно этого мы должны добиться в федеральном центре. Нам жить по этим законам, а не Тульской или Рязанской областям.

Надо понять, что уходит время, когда по государственным проблемам можно было договориться на основе шефских или добрых межличностных отношений. Провозглашено строительство правового государства, фундамент его — Закон, и уж потом -простор договоренностям, хорошим и разным.

Разве в Тюменской области нет печального опыта «односторонних денонсаций» основополагающих договоренностей? Руководители приходят и уходят. Население не должно стать заложником отношений между ними. Именно поэтому я убежденный сторонник принятия федерального закона, предусмотренного частью 4 статьи 66 Конституции России. По ключевым проблемам законом должны регулироваться отношения между органами государственной власти края, областей и входящих в их состав автономных округов.

В связи с этим уважительно обращаюсь к депутатам Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа: смените гнев на милость, осмотритесь внимательнее вокруг. У вас, я уверен, сегодня накопилось много более важных проблем, чем давать мне указания и предупреждать «об ответственности за последствия». Будьте последовательными. Окружная Дума работает уже пять лет. Примите хотя бы одно решение, направленное на объединение, а не на расчленение области. Скажите, что мешает исполнить ранее достигнутые договоренности о едином продовольственном фонде? Принять конкретные шаги по объединению фондов медицинского страхования, пенсионных фондов? Не закрадываются ли у вас, уважаемые депутаты, иногда сомнения, что непримиримая борьба за абсолютную самостоятельность — плод тонких манипуляций ловких политиков. Посмотрите, как много кормится вокруг нее прилипал и приспешников, которым до судьбы разноплеменного населения Крайнего Севера, по большому счету, нет никакого дела.

Не могу не высказаться и по поводу различных инсинуаций на тему будущих выборов губернатора области. Считаю недопустимой ту высокую тональность, которая становится нормой для ряда руководителей и ангажированных «аналитиков» из автономных округов. Верхом неприличия являются многие пассажи ежегодного послания губернатора Ю.В.Неелова к населению и депутатам окружной Думы. Не к лицу Вам, Юрий Васильевич, безответственно передергивать факты относительно моей позиции по льготам северянам, опускаться до уличного размахивания дубинкой — «мол, люди до выборов разберутся…» Что это, сохранение договоренностей? Или Ваш стиль, шантаж, угрозы? В ближайшее время намерен лично донести свое мнение до населения округа. Что же касается льгот, гарантий и компенсаций, места в системе управления коренного населения, то Вам прекрасно известно, что я неизменно выступаю за обеспечение самого широкого представительства коренного населения, со- здание всеми средствами достойных условий жизни.

Природные и финансовые ресурсы территории — наш сегодняшний и завтрашний день. Трудно, но надо признать необходимость коренных изменений в налоговых отношениях с нефтяными и газодобывающими компаниями в пользу интересов территории, всего населения области. Совместными усилиями решение такой задачи нам по плечу.

Как видите, в области совместных интересов есть чем заниматься предметно, а не шумовыми эффектами, похожими на конец света.

Чего только стоит представление моей роли в скандальной ситуации вокруг Запсибкомбанка: «погоня за личной выгодой», «подготовка к выборам»… Поистине, с больной головы — на здоровую. Я уже объяснял свою позицию по этому вопросу, но повторюсь. Да, я считаю этот банк одним из важнейших элементов региональной интеграции, считаю, что его роль могла бы быть более заметной в финансовой системе области и России в целом. Но я не могу оставаться равнодушным к процессам, которые стали проявляться в деятельности Запсибкомбанка в последнее время. И это не эмоции, а объективные оценки, подтвержденные в том числе и самим руководством банка, и его зарубежными партнерами. Почему сокращается за последний квартал ликвидность банка почета на 60 процентов? Почему более чем на 30 процентов уменьшаются активы банка? Почему, наконец, при объявленной прибыли по итогам прошлого года почти в 40 млн. рублей не выплачиваются дивиденды акционерам? Таких вопросов можно задавать много. Я это делаю не только как губернатор области, на территории которой действует банк, но и как заместитель председателя комитета по бюджету, финансам, налогам и денежному обращению Совета Федерации. Но ответов не получаю, а получаю все новые и новые факты злоупотреблений в высшем руководстве банка, которые не. оспариваются в суде, а значит, могут стать финансовой бедой для вкладчиков банка. Получаю все новые свидетельства превращения Запсибкомбанка в еще одну карманную финансовую структуру Газпрома. Об этом свидетельствуют изменения в составе совета директоров, в котором практически не осталось представителей акционеров, не связанных с Газпромом. А чего стоит решение о перерегистрации банка в Салехарде! Что за боязнь участия в выработке принципиальных вопросов деятельности банка руководителя области и одной из комиссий Федерального Собрания? Некоторым руководителям банка, вероятно, есть что скрывать.

Не ожидал я и такой реакции средств массовой информации. Вы, уважаемые журналисты, абсолютно независимы и свободны, по крайней мере, в Тюмени. Eсли за что меня и можно осуждать, так это за чрезмерный либерализм в отношениях с вами. Ваша свобода нужна не сама по себе, она не должна стать свободной от ответственности перед народной аудиторией. Население области вправе ожидать от вас не эмоциональных заголовков и поверхностных публикаций, а серьезного журналистского исследования. У вас огромная ответственность перед обществом. Она, на мой взгляд, намного выше, чем обязательства перед конкретными заказчиками. И если до сих пор я в значительной степени наблюдал развитие событий со стороны, то в дальнейшем моя позиция в этой истории будет совершенно иной. Я буду добиваться скрупулезного соблюдения Закона, который нарушать не имеет права никто.

Делая это заявление, я прекрасно понимаю, что оно вызовет неоднозначную реакцию. Но события последних лет убедили меня, что только четкая и откровенная позиция, заявленная открыто, не оставит места домыслам и слухам. Только тщательное соблюдение законов государства и общества, в котором мы живем, может стать основой для нашего продвижения вперед.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта