Одноразовая жизнь
Здоровые люди, как правило, вызывают раздражение у больных. И наоборот — больные не очень симпатичны здоровым. Особенно если это болезни века — наркомания и СПИД. Учитывая, что эти судьбоносные диагнозы идут по жизни рука об руку, здоровые, а значит сторонние люди, почему-то с одинаковой брезгливостью относятся и к тем, и к этим. Но это неправильно.
В беседе о проблемах наркомании в редакции главный врач областного центра клинической иммунологии также часто переходил с темы наркотиков на ВИЧ, связывая все в единый узел. Но и это неправильно. Не виновна в своей болезни медсестра, что ставила капельницу инфицированному наркоману. Игла вонзилась ей в спину, слетев со стойки для капельницы. Здесь, кроме чудовищной случайности, некого винить. А разве виновны детки, что получили дозу заразы в элистинском роддоме? И некого будет винить, если тебе нечаянно вольют ту страшную кровь «серого» периода от ВИЧ-инфицированного. Судьба?!
Так мы становимся фаталистами. Верим в судьбу, которая не сегодня-завтра может подкинуть сюрприз в виде смертельного диагноза. Осторожничаем: предпочитаем делать маникюр дома или у на сто процентов проверенных мастеров, в парикмахерской с затаенным страхом следим за бритвой, которая скользит по заросшим вискам, в кабинете стоматолога молимся, чтобы Бог пронес. Ведь все мы под ним ходим.
Кто рискует, тот знает, на что идет. Знает наркоман, знает легкомысленная девица, знает даже рокер, подставляющий плечо под «тату». А что остается остальным? Жить-дрожать? Или плюнуть на все и положиться на судьбу? А она у каждого одна, как и жизнь, которая окажется под большим вопросом, если ты проигнорируешь одноразовый стаканчик, шприц и…
Здесь не ограничишься советом мыть руки перед едой. Хотя беречься надо. И оно, конечно же, нужно — чувство брезгливости и здорового самосохранения. Но больше всего хочется, чтоб пронесло. Чтобы если уж, то не тебя… А если вдруг это будешь ты? Как воспримут тебя друзья, соседи, просто знакомые? Хорошо, если будут сочувствовать. Ну а если отвернутся, как от прокаженного? До конца дней. Тем более, что дней останется не так уж много.
Когда-то в детстве я услышала рассказ о женщине, которая мыла пол и занозила палец. А потом умерла. От столбняка. Эта болезнь казалась мне самой страшной из случайных. И каждый раз, вынимая занозу из пораненного пальца, я вспоминала эту чудовищную случайность. Нынешних детей тоже пугают зараженными лезвиями в перилах. Вот только боятся ли они, если с такой легкостью «садятся на иглу»? Ну вот, опять начали о наркоманах.
Почему приходится писать на эту неприятную и, кажется, уже исписанную тему? Да потому, что раздражает всеобщее, возведенное в формулу отношение «ВИЧ-инфицированный — значит, наркоман». Не равнозначные это понятия. По сути. Потому что для последних болезнь — следствие, для других — дикая случайность. Вот только жизнь одна.