Звездный час Бродского в Тюмени
В поисках радости от городских культурных дел я повстречал директора библиотеки института искусств и культуры. И получил приглашение от Натальи Соколовой на открытие читального зала и презентацию книжной выставки «Поэт и город». Обменявшись любезностями с Натальей Павловной, я понял, что обречен. Пропустил уже три ее вернисажа, хотя обещал. Стандарты таких выставок известны. Пара умных речей, портрет виновника торжества с непременным ватманом под ним: «Любите книгу, как любил ее я». Постно-значительные маски приглашенных, стенды с равномерно-скучными рядами изданий.
Отправились мы с молодым ученым от филологии из ТГУ, любимцем муз и студентов Александром Медведевым. Первая приятная неожиданность — красивый и светлый зал, недавно отремонтированный в ТГИИК. Eще недавно здесь, на первом этаже, продавали джинсу. Для культуры хорошо, когда торговля уступает место книжному храму.
Кругом шумело и общалось младое племя. Готовились к дискуссии тюменские интеллектуалы. Ждал своего часа философ Денис Чернышов, барды расчехляли гитары, вчитывался в мистический туман строк известный актер Андрей Волошенко.
Вчерашний вход в магазин дружная команда Соколовой превратила в небольшую сцену. И чудная декорация — город моря, красоты поэзии, масок, книг и символов, характерных для Бродского и Венеции. И еще чудные карты с иллюстрациями, путеводители. Страницы книг так пересекались друг с другом, словно создавали зримый образ морской лагуны и прогулок великого поэта.
Открывая действо, Соколова поздравила всех с 61-й годовщиной со дня рождения Иосифа Бродского. Почему мы ждем круглых дат для своих любимцев? Eсли любишь, будешь праздновать, замечать каждое важное событие в его земной судьбе.
Выставка «Поэт и город» связала два великих явления мировой культуры. Венецию и нобелевского лауреата, завещавшего похоронить его в этом городе на кладбище Сан-Микеле. Тайна всемирного океана и тайна поэзии Бродского в космической мерности волн сопровождают наши радости и страдания.
Рядом экран монитора, на котором вопреки ожидаемым катастрофам бушует венецианский карнавал. Ведомые своим наставником с кафедры режиссуры массовых праздников Анной Ушаковой стихи Ахматовой и Пастернака, подходящие к событию, читают ее студенты. Свою рок-балладу «Чума в Венеции» исполняет (вокал + гитара) набирающий силу Владимир Доронин. Глаза Бродского, его Венецию увидела в своих стихах преподаватель кафедры мировой литературы Надежда Никулина.
Вот так энергичный экстраверт, умеющий собрать вокруг себя таланты и культурные силы, Соколова с друзьями превратила традиционную выставку в клубное действо, расшевелив массу местных жителей. Они любят поплакаться в жилетку, но организовать и провести элементарную встречу не могут. Нужен лидер, и он появился. Ректор Михаил Капеко считает, если дело так пойдет, то библиотека получит статус научной и будет местом общения для творящего люда. Что важно, затраты минимальны, вход бесплатный, подготовка на общественных началах.
Таким был понедельник 28 мая с.г., связавший 24 мая — день рождения Бродского — и 27 мая — Всероссийский день библиотек. И поскольку значительная часть приглашенных с радостью согласилась войти в клуб друзей библиотеки ТГИИК (и мы грешные с Волошенко и Сан Санычем Медведевым), то нас пригласили на второй этаж.
Там за тесным столом собрались на свой профессиональный праздник коллеги Соколовой и эти самые клубные друзья. Здесь уже во всю развернул свой культурологический талант Геннадий Крамор (на грани выпуска из ТГИИК).
От венецианских «гениев места» (по научному «топос») он перешел к родному ишимскому голосу в нашей культуре. Перерождение вчерашнего технаря в неистового искателя гармонии состоялось именно в насыщенной интеллектуальной атмосфере, созданной Соколовой.
Настоящее вдохновение притягивает, и на огонек клуба забрел перспективный молодец из Когалыма, завершающий штурм музыкальных наук в ТГИИК. Певец с сильным и красивым голосом Геннадий Соколиков. Лауреат и победитель молодежных конкурсов, общавшийся на сцене с такими звездами, как Александр Буйнов и Максим Леонидов. Меня порадовали не только мелодии, но и тексты его песен. Без дурной порнографии духа.
Кстати, недавно ректор Капеко впервые посвятил пару абзацев в своем отчетном выступлении библиотеке. И здесь доказывает свое преимущество любимый в ТГИИК штучный метод. Любопытно, что в хозяйстве Соколовой завелись два аспиранта — чувствуют перспективу. Трудно, да? Конечно, финансовый маневр института позволяет лишь по минимуму доводить до конца задумки. Но куда легче добиваться большего, когда знаешь, чем удивить мир, зачем эта дивная творческая атмосфера там, где обычно принимают и выдают заказанные книги с библиотечным штампом. Им команда Соколовой не хочет ограничиваться.