X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тюмень, 2040

Все, что связано с планами городов, с расчетами их будущего, с проектами, еще с памятных советских времен было Большой Государственной Тайной. (Говорят, что даже координаты на советских картах всегда были смещены в сторону и в свое время точные карты советской территории летчики покупали на афганских базарах).

Некоторое время тому — назад мы поссорились с директором «Града» Эдуардом Моргуном. Я узнал, что «Градъ» занимается разработкой концепции нового генерального плана Тюмени и попросил разрешения сфотографировать для «Курьера» тех, кто над этим планом работает. Эдуард Михайлович неожиданно резко отказал. Я обиделся: мол, какие могут быть секреты в наше время?

Отголоски этой закрытости прозвучали и в пятницу, когда отдельным представителям архитектурной и журналистской общественности показывали: чего сумел добиться «Градъ» в своей работе. Сперва тоже говорили, что надо бы прессу попросить покинуть помещение, что для публикации желательно получать разрешение в ФСБ… Но, видимо, желание доложить о результатах действительно уникальной работы, впервые в тюменской практике порученной не столичным конторам, а провинциальному институту (девичья фамилия — Тюменьгражданпроект), пересилило.

Кстати, и правильно, что пересилило. Многого журналисты в силу большой специфики вопроса разболтать не сумеют. Зато страна, точнее — город, должна знать своих героев.

(Eще один старый спор — должно ли общество сметь высказываться по специальным вопросам, ежели эти вопросы напрямую касаются самого общества? О той же архитектуре, например? Красиво — некрасиво — тут, как говорится, дело вкуса. Зато — удобно или неудобно, практично или непрактично — всякий вправе сметь свое суждение иметь. Впрочем, все это отголоски давних дискуссий, которые никак не кончаются… Впрочем, хотел бы поглядеть на город, в котором живут только одни архитекторы. Неужто бы там вечно царили мир и согласие?)

Итак, произношу вслух: дорогой Эдуард Михайлович! Меня лично как жителя города Тюмени абсолютно потрясло то, что увидел и услышал в стенах «Града».

Мне кажется, что за три с половиной часа в этих стенах я узнал о Тюмени больше, чем за 35 предыдущих лет. Хотя не считаю себя «ленивым и нелюбопытным», но спрессованная информация, проиллюстрированная схемами, которые представляла Виолетта Бобровских, главный специалист отдела генерального плана, звучала в моих ушах, как роман о Тюмени, прочитанный мне вслух.

Например, знаете ли вы, что в городе 550 предприятий, на которых работает каждый второй тюменец? А где расположены «зоны санитарной вредности»? Вот на одной из схем весь центр Тюмени опаляет своим дыханием литейка станкостроительного завода… Вот ветеран экологических конфликтов — завод пластмасс. Знаете ли вы, что его с 1957 года пытаются «выселить» за городскую черту?

В последний раз эту попытку предпринимал бывший мэр, а ныне депутат Государственной Думы Геннадий Райков, когда жил в 800 метрах от этого завода. Геннадий Иванович проживает ныне в Москве, возглавляет депутатскую группу. Неужели позабыл, что «Пластмасс» функционирует по-прежнему, закрывая своими выбросами громадное! Пространство?

Экологический фрагмент концепции говорит о том, что наш город сильно нуждается в оздоровлении. В реке купаться нельзя. «Городские деревни» Антипино и Копытово можно сселять.

Транспортный фрагмент не более оптимистичен. Тюмень переполнена грузовым транспортом. На запланированных магистралях стоят детские сады, частные коттеджи. Число АЗС (их 116) в два с половиной раза больше нормы. Eсть улицы, где еще не каталось колесо пассажирского автобуса, зато на остановку «Спортсквер» каждые три минуты прибывают 20 маршрутов. И резюме — для того чтобы разгрузить транспортные линии, надо освободить 350 гектаров городской земли.

Излишки воды просто уходят в почву, и город плывет. Зато водоканал носится с идеей строительства нового водозабора — в 65 километрах от Тюмени. Не лучше ли на эти деньги, комментирует Эдуард Моргун, привести в порядок городские сети?

Только слезы? Нет, есть и идеи. Например, убрать в сторону грузовые поезда. Создать в Тюмени водно-зеленый диаметр. И стометровый зеленый же пояс вдоль левого берега Туры. Подготовить к вывозу 21 предприятие…

Архитекторы пытаются заглянуть аж в 2040 год. Считаю про себя — есть ли у меня шансы увидеть ту пору счастливую? Печально вздыхаю.

Впрочем, у каждого есть дети и внуки. Порадуемся за них.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта