Тюмень сто лет назад
Окончание.
Начало в N 82
Технические новинки
В 1910 г. городская дума постановила проложить новый водопровод в районе монастыря, чтобы водозаборные сооружения находились выше города по течению Туры. Строительные работы начались в 1913 г.
В 1914-1915 гг. построили водонапорную башню на краю Базарной площади, где она стоит и теперь. В 1915 г. новый, с металлическими трубами, водопровод начал работать. За постоянную заботу о строительстве водопровода в 1916 г. бывшему городскому голове Павлу Ивановичу Никольскому присвоили звание «Почетный гражданин города Тюмени». Водопровод работал до 1938 г.
В начале XX в. в тюменскую думу стали поступать предложения об устройстве электрического освещения в домах и на улицах, освещавшихся газовыми и керосиновыми фонарями. Свои услуги предлагали Н.А. Мясников, С.Н. Щербаков и Ф.Ф. Поль из Омска. В 1908 г. дума объявила конкурс и на заседании 29 сентября этого же года выбрала более интересный проект Ф.Ф. Поля: он обещал построить электростанцию на 2000 ламп, сделать это быстро и брать за освещение совсем недорого.
Дело завертелось быстро, С.Н. Щербаков — конкурент Поля по проекту — становится его компаньоном, к ним присоединяются И.В. Джонс и В.П. Бурков (житель города Каинска — теперь г. Куйбышев Новосибирской области), тюменский купец В.Л. Жернаков. В июле 1909 г. городскую электрическую станцию приняла специальная комиссия. На тюменских улицах прибавилось деревянных столбов с проводами (до этого были только телефонные).
Станция находилась в середине квартала современных улиц Челюскинцев — Ленина — Кирова -Республики. Электрическое освещение получал центр Тюмени до современных улиц Челюскинцев-Первомайской и Торговой площади. В 1910 г. город выкупил электростанцию у ее создателей и владельцев — «Товарищества тюменских электростанций». Дума решила расширить ее, приобрела новое место — на пересечении улиц Спасской и Войновской (Ленина и Кирова). Здание построили в 1912 г. В 30-е годы его надстроили вторым деревянным этажом и превратили в жилой дом. Весной 2001 г. его разобрали под строительство современного дома «повышенного уровня жизни».
Транспорт
Продолжало деятельность «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» («Товарпар»), основанное в конце XIX в. местными купцами И.И. Игнатовым, А.И. Трапезниковым, москвичом И.И. Казановым, купчихой из Казани В.П. Карповой. Товарищество держало монополию на перевозки товаров и людей по рекам Западной Сибири. Биржевая торговля появилась в Тюмени в 1910 г. — с учреждением первой товарной биржи, где торговали зерном, сахаром, мукой, маслом и другими местными товарами. Продолжала работать летняя ярмарка в Тюмени. В городе было около 450 торговых заведений, лавок, магазинов. В 1913 г. в Тюмени зарегистрировано 82 промышленных предприятия. Существенно увеличилось население: если в первом году XX века в городе проживало 29651 человек, то в 1914 г. — уже 42550. Тюмень заняла пятое место среди городов Сибири по числу жителей и обогнала в этом столичный Тобольск.
И в начале XX в. через Тюмень продолжали двигаться в Сибирь ссыльные и переселенцы, количество которых резко увеличилось в годы столыпинской реформы — 1906-1910 гг.
В 1891-1904 гг. железная дорога прошла из Челябинска через Курган, Омск к Тихому океану. Тюмень оказалась в транспортном тупике. Сама собой напрашивалась идея продолжения железнодорожного пути от Тюмени до Омска, чтобы связать Eкатеринбург и промышленный Урал с Сибирью. Была и партия сторонников строительства дороги из Eкатеринбурга на Курган. Тюменские купцы приложили свое влияние и капитал, чтобы убедить в столице нужных людей в строительстве дороги Тюмень-Омск. Летом 1905 г. изыскатели во главе с инженером Г.В. Андрияновым провели изыскания трассы. В апреле 1909 г. комиссия по новым железным дорогам утвердила проект «Тюмень-Омск». Тюменцы с городским головой А’.И. Текутьевым соблазнили комиссию тем, что вдоль этой дороги можно поселить более 150 тысяч переселенцев из Центральной России, а в те годы Столыпин активно переселял в Сибирь все новые партии крестьян.
Летом 1909 г. началась отсыпка пути на Ялуторовск. Начальником работ был инженер С. Беэрь. В Eкатеринбурге находилось управление стройки. 1 ноября 1913 г. линию Тюмень-Омск приняли в эксплуатацию, и Тюмень получила выход на восток.
Однако постройка железной дороги Тюмень-Омск имела для города и негативные последствия, «так как он перестал быть конечным железнодорожным пунктом, и его значение как центра хлебной и вообще крестьянской торговли, стягивающего груз гужевой доставки, пало». Без работы осталась огромная армия ямщиков, шорников и других рабочих, обслуживавших гужевой транспорт.
Голод
В 1911 г. губернию поразила засуха, случился недород хлеба, в Тюмень хлынули толпы голодных. Владимирское сиропитательное заведение было переполнено и не могло принять «детей на прокормление», богадельня «не в состоянии была вмещать желающих туда попасть». 22 ноября 1911 г. городская дума постановила учредить бесплатные столовые для бедных, открыть продовольственно-врачебный пункт, продавать бедным муку по дешевой цене. Открыли подписку для сбора средств на содержание бесплатных столовых среди жителей Тюмени. Возглавлял работу по организации помощи голодающим городской голова П.И. Никольский.
20-21 февраля 1913 г. Тюмень с энтузиазмом отметила 300-летие дома Романовых.
В этом же году «местные магометане возбудили перед губернатором ходатайство об открытии в гор. Тюмени русско-татарского училища» и выделении 1500 руб. на строительство здания школы. Дума постановила открыть с будущего года такую школу в Тюмени.
Война
1 августа 1914 г. началась война, которую после историки назовут первой мировой. Уже 10 сентября дума обсуждала вопрос, где разместить 6000 тюменских солдат и 60 офицеров. Где брать на это деньги? 17 октября городская управа обсуждала положение с устройством госпиталя для раненых и больных воинов. Торговый дом «И.П. Колокольникова Н-ки» обязался устроить за свой счет госпиталь на 50 кроватей в здании коммерческого училища. На средства города и пожертвования богатых жителей намеревались открыть госпиталь на 75 кроватей. В марте 1916 г. дума обсуждала предложение члена продовольственной комиссии Н.И. Беседных о введении распределения продуктов питания по карточной системе, однако никакого решения принято не было, поскольку члены думы (гласные) о таком деле не имели никакого представления, так как продуктов питания в Тюмени всегда хватало на всех.
Многие тюменские купцы получили военные заказы и наживались на них весьма неплохо. В архивах сохранились документы, например, о поставке тюменским купцом Михалевым свежей и соленой рыбы для армии по завышенным ценам; кожевенное товарищество «Братья Плишкины» поймали на поставке в армию недоброкачественных сапог — в их задники вместо кожи вставляли бересту.
Eще в начале 90-х гг. XIX в. в Тюмени появился цирк-театр. Eму отвели место на краю рыночной площади, где он находится и теперь, но в конце XIX — начале XX вв. цирк работал и зимой, отапливался печами. В 1910 г. цирковая труппа стала постоянной.
В начале XX в. в Тюмени появился первый кинотеатр.
Столица гитары
В конце XIX — начале XX вв. Тюмень была «гитарной столицей» России. Здесь жил и работал Алексей Максимович Афромеев (1868-1920) — общественный деятель, педагог, музыкант, издатель сборников нот для игры на семиструнной гитаре «Музыка гитариста», «Аккорд», «Школа игры на гитаре», учебника «Заочные уроки игры на гитаре», выдержавшего более 20 изданий, общероссийского журнала «Гитарист», а также газеты «Eрмак» с 1912 по 1918 гг. Он имел магазин нот «Сибирская лира». Газета «Eрмак» была очень популярна в городе, так как быстро откликалась на все события тогдашней жизни. Eе издатель старался держаться нейтральной позиции в партийных спорах. Дом А.М. Афромеева находился на углу улиц Республики и Подаруевской (Семакова), его снесли в середине 60-х годов XX в., когда построили новое здание пединститута (университета).
***
фото: Здание первой электростанции;Водонапорная башня;Базарная площадь (ныне Центральная)