X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Здесь птицы не поют

О бедственном положении Гилевской рощи мы писали в феврале.

Тогда было отмечено, что роща, превратившаяся было в парк к 400-летию города, сегодня являет жалкое зрелище: аттракционы, эстрада, скамейки, песочницы, спортивные снаряды разграблены или сожжены, многие дорожки и площадки заросли травой, исчезли даже ворота и часть ограды, от бывших купален и лодочной станции не осталось и следа.

Тогда же председатель комитета по лесопарковому хозяйству Татьяна Засуха выражала надежду, что в этом году финансирование рощи попадет в городской бюджет отдельной строкой. В комитете лелеяли даже мечту восстановить природный парк к грядущему юбилею города. Надежды не оправдались, хотя в целом расходы на благоустройство городских лесов увеличились: Ленинский и Калининский округа выделили на эти цели по 500 тысяч рублей (в прошлом году было всего 470 тысяч).

Городские леса — это лесопарки в черте города. Их в Тюмени 2200 гектаров (Верхний и Плехановский боры, Затюменский лесопарк, парк им. Гагарина, учхозовские колки и др.). И на содержание этого огромного хозяйства — всего-то миллион рублей, хотя для отчетов звучит внушительно: «финансирование удвоено». Центральный округ в долю не входит. Мотивировка: «На нашей территории нет лесов». Средств же отлучить центральщиков от потребления общего кислорода, вырабатываемого лесами соседей, пока не найдено, средств административного воздействия, видимо, тоже. Нашлись было и частные инвесторы, но, сравнив предполагаемые расходы и ожидаемые доходы, к идее охладели. Все хотят «быстрых» денег.

Читатели, написавшие и позвонившие в редакцию после той статьи и утверждавшие, что для спасения рощи ничего не делается, не совсем правы. Два года назад при комитете создано муниципальное учреждение — лес- паркхоз, но, по словам его директора Сергея Нефедова, в этом году им удастся лишь провести вырубки больных, поврежденных и завалившихся деревьев, удалить траву вдоль прогулочных дорожек, очистить «закустаренные» и захламленные участки, где водятся клещи. «Отряды мэра» в этом году в роще работать не будут — ребятам трудно добираться до отдаленного объекта, возить детей накладно и дорого, сформировать отряд из «местных» не удалось.

У хозяев городских лесов (комитет создан четыре года тому назад) появилась возможность содержать два автомобильных патруля, имеющих мобильную связь с городом и между собой. С некоторыми предприятиями заключены договора о создании пожарных команд, которые в случае необходимости могут быть вызваны в любое время. В пожароопасный период в рощу выделяются дополнительные наряды милиции и патруль службы по чрезвычайным ситуациям.

Eсть и кое-какие результаты. Почти исчезли попытки сваливать в роще промышленный мусор, заметно сократилось число автомотолюбителей импровизированного «отдыха» на природе, оставляющих колеи и кострища, часто даже незатушенные. Сознательность стали проявлять и отдельные граждане, гуляющие и занимающиеся в парке спортом: сообщают о безобразиях и возгораниях по телефонам, указанным на информационных щитах. С обнаруженными нарушителями ведется не только воспитательно-просветительская работа. На «месте преступления» сразу составляется протокол, который направляется в административную комиссию (возглавляет ее первый зам. мэра Николай Романов), куда вскоре приглашают и нарушителей. Штрафы: от одного до трех минимальных размеров оплаты труда для физических лиц и 5-10 МРОТ — для юридических. Случаев повторного попадания на эту комиссию практически нет. Оно и понятно, ведь штраф удваивается.

В апреле при участии детского эколого-биологического центра и городского управления по образованию в роще развешано 45 скворечников. О детском лесничестве центра Татьяна Засуха отзывается вообще очень хорошо, приглашает в него потенциальных студентов биофака или лесотехнического техникума. Ссобо активным юным лесникам комитет может дать рекомендацию «в студенты».

Но все это мелочи. Роще нужен хозяин — организация, которая будет заниматься только ею, возможно, даже снова нечто вроде лесничества, с домиком лесника, сторожем и телефоном, как это было сразу после благоустройства парка к юбилею. Это не помешало бы и другим городским массивам. Но городу эта задача сейчас не под силу. День

ги требуются не просто большие, а очень большие. «Может быть, к очередной круглой дате идея эта пробьет себе дорогу, и деньги найдутся», — шутит Татьяна Анатольевна.

Вариант передачи парка в частные руки тоже был бы выходом из положения. Эта перспектива Татьяну Засуху, в отличие от наших читателей, не пугает. Верхний бор в руках «Эльдорадо» преобразился. И запредельных цен там нет — вход стоит всего пять рублей. Да, раньше вход был бесплатным, но зато сейчас — ухоженные лес, дорожки, пляж. Да, за дополнительные услуги надо платить, но раньше многих из них просто не было. Причем рощу, как и Верхний бор, можно сдать только в аренду, продать же (чего опасаются читатели нашей газеты) ее нельзя по закону. Но, как было сказано, ни покупателей, ни арендаторов пока нет.

Я умышленно обошел проблему «благоухающего» от зловонных сбросов промышленных предприятий и ливневых стоков ручья. Тут света в конце туннеля вообще не видно. Но это отдельная тема, и мы к ней еще вернемся.

Мы с фотокором Дмитрием Турбиным вновь прошлись по своему зимнему маршруту. Без снежного покрова картина еще более безотрадная. То же безлюдье и запустение. Лишь одинокий автомобиль, владелец которого с подругой не особенно утруждались в поисках укромного места для скоротечной любви. Птиц тоже не видно и не слышно. Подарок юннатов они проигнорировали — следов жизнедеятельности вокруг домиков не обнаружилось. А вот чайки над пахучим ручьем вьются и что-то там вылавливают. Может быть, не все так и страшно?

Что ж, будем надеяться на подрастающее поколение, хоть на тех же повзрослевших юных лесников. Стар- шее-то поколение, на которое юных то и дело призывают равняться, разворовало и разграбило общее достояние не хуже так называемых новых русских в процессе приватизации. Как, впрочем, и старый «лесничий», вырубивший втихую 180 сосен. Кому он порадел и чьи дачи сейчас лоснятся под солнцем янтарным блеском — скрыто в пыли судебных архивов. Известно только, что серьезно тогда наказан не был никто. Наказанными оказались все мы. «Лесника» уволили, нового не назначили. Вот тогда и начался великий процесс народной приватизации рощи.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта