Надежды у причала
Роль речного транспорта уникальна для Тюменской области. Это аксиома.
В бассейне действуют 11 речных портов, из них четыре — перевалочных. Два крупных порта в южной части — Тобольский и Тюменский. У Тобольского — больший причальный фронт, он более удачно расположен географически. Но и значимость Тюменского порта, спроектированного в свое время для смешанных железнодорожно-водных перевозок, должна учитываться. Сегодня один Тобольский не обеспечивает всех потребностей клиентуры по переработке и перевозкам грузов, идущих в северные автономные округа. Сложились достаточные грузопотоки, тяготеющие к Тюмени.
Пройдем немного в прошлое. Медленное, но уверенное увеличение грузооборота обеспечивалось по Тюменскому порту с 1994 по 1998 гг. Кризис 1998 года догнал порт в 1999 году, грузооборот снизился в три раза, соответственно снизились показатели по доходам и прибыли. В 2000 г. — снова подъем. Грузооборот вырос почти на 50 процентов. И в навигацию нынешнего года за счет укрепления экономических связей автономных округов с югом области мы прогнозируем рост грузооборота на 50-60 процентов от прошлогоднего.
Сегодня вопрос найти работу не на первом месте — у нас другие проблемы. Тюменский речной — старейший в бассейне. Eму в этом году исполнилось 105 лет. А стартовали в приватизацию все одновременно: и те, у кого перегрузочная техника 1973-75 годов выпуска, и те, у кого краны на порядок моложе, как, например, в Нижневартовском порту. То же самое с приписным флотом, с портовым хозяйством.
Особенности приватизации на речном транспорте. Самые дорогостоящие объекты — причальная стенка, железнодорожные пути, проходящие по территории порта, рейдовый флот — остались в федеральной собственности, а для поддержания их в хорошем техническом состоянии необходимо постоянно вкладывать средства. Это имеет смысл — по прогнозам Центрального НИИ, объем грузопотоков, тяготеющих к речным портам, в целом по России возрастет к 2010 году в несколько раз.
Чтобы эта вспышка не застала нас врасплох, разработали программу развития на 2001-2005 годы — ремонт набережной стенки, модернизация перегрузочного оборудования, пополнение приписного флота…
Но для осуществления программы развития собственных финансовых возможностей порта не хватает. Ведем переговоры и надеемся заинтересовать банки или инвесторов, которые под эту программу выделят долгосрочный кредит.
А люди, выросшие на реке и умеющие работать, у нас есть. Коллектив небольшой, 130 человек. 20 инженеров и 28 специалистов со средним техническим образованием. У нас квалифицированные рабочие и опытные капитаны судов. Я мог бы назвать многих, ради которых и усилиями которых мы стараемся сохранить наш порт. Чтобы, когда придет долгожданный период экономического подъема, мы бы не стали тормозом для региона.
МА. Закон, генеральный директор ОАО «Тюменский речной порт», академик МАИ, доктор транспорта
***
фото: