Еще не короли, уже не пешки, или О том, как важно съездить в гости к дедушке
Начало в N 5.
ВТурцию на чемпионат мира среди школьных команд-2005 с ним поехала мама. И она, и папа прекрасно понимали: такого сложнейшего испытания у 10-летнего Кирилла еще не было.
Одна дорога чего стоит! Она была утомительной: самолет, затем переезд на автобусе на фоне одуряющей турецкой жары. Все мысли о предстоящем турнире куда-то ушли («устал, и страшно хотелось, чтобы мы побыстрее добрались до места и чтобы я смог отдохнуть и помыться», — вспоминает Котляр-младший).
Зато потом захлестнули новые, сильные эмоции. Требовалось побороть «инстинкт туриста» и сосредоточиться на том, ради чего Кирилл и его товарищи по команде -Наташа и Саша Копыловы, Эмиль Мусакаев — улетели так далеко от дома. Чемпионат начался для них с головокружительного курьеза. «Нам сказали, что в первый день играть не будем, — рассказывает Кирилл. — Пошли погулять, решили зайти в зал, где играют, посмотреть. Вдруг узнаем, что нам надо играть. Разволновались, поймали машину, поехали в гостиницу за остальными… Главное, что успели!».
И точно в назначенный час они уселись напротив четырех белокожих девочек из ЮАР. Признаюсь, что я не спросил у Кирилла, любит ли он играть в шахматы с девочками. Вопрос деликатный… Ну да ладно, спрошу в следующий раз. Тогда же, на чемпионате, он свою соперницу обыграл («хотя позиция у меня сначала была похуже»). Выиграли все, и матч закончился со счетом 4:0 в пользу Тюмени. А стало быть, и в пользу России.
Поинтересовался, сильно ли страдал он от тамошнего зноя. «Нет, не сильно», — ответил Кирилл. Во-первых, в самую жару предпочитали не маячить на солнышке и не «пудрить мозги». Во-вторых, под крышами университетского городка было достаточно прохладно. В-третьих, когда хотелось пить во время соревнований, просто подходили к автомату и брали запечатанные стаканчики с чистой питьевой водой.
Однако на горизонте уже нарисовался тайфун. Торнадо, ураган, смерч! Который носил имя «кмс Шурунов». Мальчик из Челябинска, кандидат в мастера, которому Котляр проиграл в финале «Белой ладьи». В Турции они вновь оказались по разные стороны черно-белой доски. Последний день, последнее противостояние, и от него зависит судьба первого командного места. Кирилл честно бился, но, увы, уступил (ни слова больше о слезах!). Огорчение и досада бесследно растаяли, упорхнули, испарились, как только закончил свою невероятно долгую, марафонскую партию лидер тюменской команды Саша Копылов, игравший на первой доске. Он победил, счет в матче с Челябинском стал 2:2, и значит, Тюмень — чемпион. Чемпион мира!
Обратная дорога, дорога домой, была несравненно легче. Возможно, потому, что у каждого из них выросли те самые незримые крылья удачи и успеха, которые способны поднять человека над землей — пусть даже он по ней по-прежнему ступает на своих двоих… Кандидат в мастера Кирилл Котляр (в октябре ему исполнилось 11) в 2005-м сыграл в десяти турнирах. Получилось что-то около семидесяти официальных партий. «Это большая нагрузка», — говорит его тренер Вениамин Алексеевич Фирулев.
И замечательно, что Кирилл от шахмат не устает. В нашем разговоре он несколько раз повторил: «Хочется играть еще и еще».
Но что кроме шахмат? Ведь наш рассказ — о совсем юном человеке, которого, впрочем, спортивная жизнь заставляет взрослеть не по годам. Потому что каждый турнир, каждая партия — это ответственность.
Приятно, что и в остальной жизни моего героя нет места скуке, ничего неделанью и всяким там «отрицательным моментам».
Дела в гимназии N 1 идут неплохо («больше хорошист, чем отличник», — так замысловато формулирует Кирилл, а мама, Ирина Николаевна, уточняет, что три года он был круглым отличником). Любит математику («а вообще хороших уроков много»). Неоднократно радовал родных своими поделками на уроках труда -однажды смастерил «дом маминой мечты» (пусть, по понятным причинам, он был склеен из бумаги), в другой раз сшил фартук и нарукавники.
Шахматы заставляют проводить уйму времени в сидячем положении. Что выбрано в качестве альтернативы? Кирилл играл и в настольный теннис, и в большой. Правда, это в прошлом, а ныне он предпочитает футбол («бегает с ребятами на две головы выше его»,- комментирует мама), дома подтягивается на турнике, отжимается и качает пресс… А вот ходить на лыжах, увы, не любит.
Хотя, когда по телевизору показывают биатлон, Кирилл никогда не отказывается посмотреть: биатлон — это зрелище! Ох, и поболеем мы с ним в феврале, когда на Олимпиаде в Турине побегут Альбина Ахатова из Тюмени и Николай Круглов из Ханты-Мансийска.
Тех, кто много работает, принято хорошо кормить. Кулинарные пристрастия Кирилла теперь мне тоже известны. Самое любимое -это тушеный кролик с картофельным пюре (готовит папа); курица с картошкой и пицца (готовит мама); гуляш с пюре (готовит бабушка).
моей воображаемой партии (разыгрываемой не на доске, а в белом поле компьютера) щелкну в последний раз по кнопке символических часов, возьму паузу, чтобы попытаться вспомнить себя 11-летнего. В 11 я уже не играл в шахматы. В семь лет усердно посещал вместе с братом Мишей секцию в Доме пионеров, выполнил норматив четвертого разряда, потом третьего. Судьба, однако, распорядилась бесстрастно и жестко: наш тренер уехал из маленького уральского городка Верхотурье; секция распалась, вести занятия больше было некому; дома мы играли в шахматы все реже и реже, выбрав футбол летом и хоккей зимой…
Рад за Кирилла, что ему повезло значительно больше. Но одного везения тут, разумеется, мало. Он не просто оказался «в нужное время в нужном месте» (том самом кружке, где познакомился с тренером Фирулевым) — он свой шанс использовал. Как девочка Элли из любимой мною в детстве сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Eе только вывели на дорогу, ведущую к великому волшебнику Гудвину, но полную всевозможных опасностей, — пройти этот путь ей предстояло самой. К счастью, не одной, а с друзьями.
Кирилл Котляр и его товарищи по шахматной сборной Тюмени тоже нашли свою «дорогу из желтого кирпича». И идут по ней, не останавливаясь, не пугаясь невзгод, потихонечку и неизбежно взрослея. Eще не короли, уже не пешки. Славные ребята, которых знают теперь далеко за пределами их школы. Знают даже в Африке (девочки из ЮАР, ау!).
Алюбимая фигура у Кирилла, оказывается, — слон. Как это он здорово выразился в нашей беседе? «Когда открываю диагонали, мои слоны работают на полную мощность».
Так здорово вести в бой собственных слонов! Пусть даже не настоящих африканских, а маленьких и вырезанных из дерева.
Любопытно, что мечтает Кирилл Котляр, став большим, создать фирму по… изготовлению шахмат. Чтобы они были у всех. В каждой семье. И чтобы везде в них играли.
Потому что шахматы достойны нашей большой любви.
***
фото: Вместе с тренером Вениамином Фирулевым — жертвуем отдыхом ради анализа партии.;Кирилл маленький, «дошахматный»