X

  • 11 Октябрь
  • 2024 года
  • № 112
  • 5611

Привыкаем к суду присяжных

В огромном, пахнущем деревом зале для судебных заседаний с участием присяжных снуют рабочие в черно-синей униформе. Они таскают мебель, расставляют столы, в общем, наводят порядок.
Этот зал, расположенный в новом крыле Тюменского областного суда, открылся совсем недавно. Именно здесь будет рассматриваться дело банды Виталия Ямбыха, одно из первых в этом году. Напомним, ходатайство подсудимых о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей было удовлетворено, и сейчас идет кропотливый и длительный процесс отбора кандидатов.
«Попасть в число присяжных заседателей может любой, – рассказывает судья областного суда Наталья Волкова. – Ведь списки кандидатов формирует городская администрация путем компьютерной выборки из числа избирателей. Эти списки обновляются раз в четыре года. Тот, что используется сейчас, действителен до 2008 года».
В суд о кандидатах в присяжные поступает довольно скудная информация – фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес. Каждому из претендентов направляется письмо с анкетой, которую необходимо заполнить.
После этого начинается отбор присяжных заседателей. По закону в их число никогда не попадут престарелые люди (от 70 лет), руководители органов представительной и исполнительной власти, а также их заместители, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, священнослужители.
В формировании коллегии участвуют гособвинители, адвокаты и сами подсудимые. Каждый из них может заявить отвод кандидату. Причины могут быть разными. Например, во время отбора присяжных для рассмотрения дела об убийстве молодой девушки в прошлом году сторона защиты заявила, что среди «народных судей» не должно быть людей, дети которых примерно одного возраста с потерпевшей.
Потенциальный присяжный имеет право отказаться от участия в рассмотрении дела из-за болезни или смерти близкого человека, собственной болезни, командировки или по любой другой причине, которую суд посчитает достаточно веской. Кандидатов предупреждают, насколько длительным может оказаться судебный процесс, и это также может быть поводом отказаться от участия в нем. Например, многотомное дело банды Иванцова областной суд рассматривал в течение года, с ноября 2005-го по ноябрь 2006-го года. Вероятно, процесс по делу банды Ямбыха займет не меньше времени. Не каждый готов оставить свою работу ради того, чтобы ежедневно с десяти до пяти просиживать в суде. Даже несмотря на то, что присяжным полагается зарплата – до 420 рублей в день.
С 2003-го года, когда в Тюменской области состоялся первый судебный процесс с участием присяжных, не зафиксировано ни одного случая оказания давления на «народных судей». В идеале присяжные должны в буквальном смысле быть изолированы от общества. Например, жить в специальной гостинице. Но на сегодняшний день единственной мерой предосторожности является лишь отдельный вход и выход для этих людей.
Новый зал для судебных заседаний с участием присяжных оборудован по европейским стандартам – кроме совещательной комнаты, здесь есть небольшая кухня и даже несколько спален. Однако пока неизвестно, когда новые возможности областного суда будут использованы в полной мере.
Еще одна не менее серьезная проблема – качественный состав присяжных. Основные кандидаты в присяжные – это люди с низким материальным достатком, не получившие нормального образования, и как следствие – имеющие социальные предрассудки. Очевидно, что бизнесмены, специалисты высокого класса, даже простые работяги-кормильцы семьи в присяжные не пойдут. А пойдут пенсионеры, домохозяйки, отставные военные… «Это действительно так, – говорит прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры Наталья Казанцева. – Известны случаи, когда у присяжных возникали проблемы с работодателями. И это несмотря на то, что по закону за людьми, участвующими в процессе в качестве присяжных, сохраняется рабочее место и им выплачивается средняя заработная плата».
По мнению Натальи Николаевны, основная проблема заключается в том, что присяжные подвержены влиянию со стороны. Полной изоляции им обеспечить не могут, запретить общаться с родственниками и друзьями, читать газеты и смотреть телевизор – тоже, оградить от посягательств приятелей подсудимых – тем более. Пока механизм защиты присяжных заседателей не будет отработан, рассчитывать на полную объективность народных судей не приходится.
***
фото: пока пустые кресла присяжных заседателей.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта