Однажды, в позапрошлом веке
«Тюменскому театру драмы и комедии 150 лет» написано на растяжке над парадным входом театра.
– Дата в известной степени условная, – говорит директор театра Владимир Коревицкий. –Для нас логическим началом театрального искусства в Тюмени является 1858 год. Именно тогда в «Биржевых ведомостях» была опубликована заметка петербуржца, посетившего наш город. Он пишет, что стал зрителем театральной постановки и был очень удивлен. Потому что считал: в Тюмени ничего такого существовать не может. А в Тюмени практиковался эдакий легкий водевиль, актерами были жены чиновников, купцов, студенты и даже супруга одного из руководителей городской управы. Видимо, тюменцы сами почувствовали потребность в таком виде искусства, собрались и сначала только для себя, а потом и для публики начали устраивать представления.
Вполне вероятно, что представление, которое увидел петербургский гость, было далеко не первым. Но – это первая документально зафиксированная театральная постановка.
Я убежден, что для рождения подобного коллектива, театрального в частности, не обязательно должно быть принятое кем-то сверху решение. Помните, как 250 лет тому назад приказом ее императорского величества был организован Малый театр в Москве? Так вот, множество театров организовывались не государями, а по воле купечества, чиновного люда. Так что мы посчитали, что хоть распоряжения «верхов» – специального – не было, но мы можем считать годом рождения тюменского театрального искусства 1858-й. Поскольку мы подходим к дате – 2008 год, то вполне можем утверждать, что тюменскому театральному искусству в Тюмени 150 лет. И театру, как аккумулятору этого искусства, тоже.
– Планы празднования юбилея уже, конечно, готовы?
– Да, планы есть. Сегодня или завтра я буду представлять их на согласование председателю областного комитета по культуре Евгению Негинскому. Это широкий план организационных мероприятий, которые предусматривают целый комплекс мелких и крупных задач. Думаю, что юбилей нужно будет отмечать в два этапа. Закрыть театральный сезон 2007-2008 года в апреле еще в этом, старом, здании театра. И на закрытии мы должны организовать какое-то творческое событие, которое будет знаком подведения исторического итога нашей жизни именно в этом театре – это первый этап. Затем около пяти месяцев у нас будет некий простой, который мы посвятим репетициям новых спектаклей для нового театра. Переезд театра – это не переезд семьи из одной квартиры в другую. Он займет месяц, а то и больше. А когда немного обживемся в новом здании, начнем реализовывать второй этап юбилейных мероприятий: открытие театра, прием в эксплуатацию нового здания. Мы соберем в театре всех-всех, кто имел отношение к принятию решения о начале строительства нового здания для театра. Всех, кто помогал нам многие годы, руководителей разных уровней. Проведем еще один праздничный вечер, куда пригласим всех, кто когда-то работал в нашем театре, а теперь трудится в других городах и даже республиках – это будет знак благодарности.
Кроме того, приготовим для репертуара нового театра, как минимум, четыре спектакля, которые мы никому показывать не будем до тех пор, пока не откроем новое здание. Будут еще и проблемы адаптации наших старых спектаклей к новым условиям: наверняка, что-то в сценографии придется менять. Хотя, безусловно, заранее всего предусмотреть нельзя.
– Как-то вы говорили, что планируете пригласить на открытие какой-нибудь турецкий коллектив…
– Я не отказался от этой идеи. Разговаривал с руководством турецкой фирмы «Контэк», которая, собственно, строит наш театр. Они пообещали, что поспособствуют приезду в Тюмень какого-нибудь коллектива. Пока не знаю, будет ли он хореографическим или театральным. Опять же, с танцами проще…
– Вернемся непосредственно к юбилею…Интересно было бы посмотреть какие-нибудь программки 50-летней давности, фотографии…
– Странно мы все же устроены: страна, которая всегда начинает свою историю с нуля… Так и наш театр. У нас крайне плохо обстоят дела с памятными элементами нашей жизни. Какие-то старинные фотографии сохранились, но их настолько мало, что даже и показать-то по сути нечего. И когда я пришел сюда работать более 20 лет назад, то не смог получить никакого театрального архива. Но сейчас готовится большая книга, посвященная истории театра. Многие материалы для нее взяты из архивов разных городов – Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, конечно. Может, у кого-то из постоянных зрителей театра сохранились программки любимых спектаклей 20-30 лет назад… Если таковые найдутся, то мы сделаем в новом театре постоянную экспозицию из старинных документов. Будем собирать историю по крупицам.
***
фото: Владимир Коревицкий: «Что бы еще такое придумать?»