В двух шагах от волшебства
Спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки» в театре «Ангажемент» начинается с колядок.
Актеры ходят по залу, требуют гостинцев. Зрители, взявшие на спектакль конфеты, сухарики и чипсы, могут отказаться от них в пользу искусства, ссыпать съестные припасы в мешки колядовщиков.
Шумный зачин обещает, что будет весело. Народное гулянье перемещается на сцену. Сейчас актеры узнают, какую пьесу придется играть. Перебирают названия из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: нет, все не то. А вот «Ночь перед Рождеством»!
Распределение ролей, переодевание, перевоплощение происходит в присутствии зрителей, это будто бы присказка, не сказка, сказка будет впереди.
Множество остроумных находок и в тексте, и в костюмах. Кафтаны наизнанку, пестрые, радостные. У Солохи тощие «груди» свисают треугольными кармашками: не пригожая эта баба, зато чертовски привлекательная, сумела приворожить почти всех хуторских мужиков. У Оксаны веревочные косы, но это не мешает ей выглядеть натуральной красавицей. Путешественник примостился с блокнотиком, записывает народные обычаи, чем-то похож на юного Гоголя: а ну-ка, писатель, давай тоже в круг, будешь Чертом.
Забавная перекличка: сначала Николай Коляда поставил в «Ангажементе» свою пьесу «Птица Феникс», а теперь здесь колядуют. Хотя то, что принимаешь за игру судьбы, может оказаться заготовленной шуткой. Драматург Олег Богаев писал инсценировку «Вечеров», зная, что в «Ангажементе» репетирует его учитель Николай Коляда, намеренно или по наитию приспособил текст для потешного маскарада.
Режиссер Михаил Заец заработал репутацию тремя камерными постановками (на малой сцене тюменского театра драмы и в екатеринбургском театре «Волхонка»), до этого ставил капустники. В «Вечерах» больше заметен его капустнический опыт. Не в обиду сказано, потому что у Заеца получился один из лучших образцов внутритеатрального жанра. Спектакль идет час сорок пять, без антракта, но времени не чувствуешь, не покидает ощущение праздника.
В «Ангажементе» сплоченная команда, многие актеры способны к импровизации, обладают отменным чувством юмора. Им нет равных, когда тексты пишет крепкий автор (Николай Гоголь, доработанный Олегом Богаевым, — в самый раз), процессом руководит азартный режиссер, а художник — Ольга Трофимова (этим все сказано, это сказочно).
Сожалею о двух вещах. Фантазия режиссера по ходу спектакля беднеет, истощается, похоже, что он устал стимулировать веселье, вместо неожиданных, свежих выдумок возникли штампы, расхожие приемы. Это не снижает градуса, но в какой-то момент, переводя дыхание перед очередным приступом смеха, понимаешь, что пора бы уже закончить балаган, перевести спектакль в другое качество.
Нет в «Вечерах» такого, чтобы температура скакнула до критической отметки, а потом зашкалила. Лирическая тема замутнена, а сердце просит чистой грусти, жаждет окунуться в ледяное озеро посреди кипящей лавы, острее почувствовать жизнь в контрастах настроения, на рискованных перепадах. Когда игра в ряженых буксует, ее подталкивают механически, еще одним старым трюком — например, эпизоды с запорожцами напоминают разминку в КВН или нечто наподобие этого. Дурашливое притворство выглядит симпатично, но этого мало, поскольку сам принцип вхождения в историю, выбранный режиссером, требует обязательного чуда: ряженые забудут о притворстве, на мгновение, но забудут, увлеченные наивным бесстыдством обряда.
Второе огорчение: нет актерских открытий. Лада Исмагилова (Солоха, Царица) и Денис Юдин (Черт, Потемкин) работают блестяще, пластически точно, но они уже были такими в других работах. Тимофей Шилов (Кум) повторил немца из «Птицы Феникс». Евгений Киселев (Дьяк), в общем, хорош, но иногда перебарщивает в гротеске. Алексей Шлямин (Голова) играет Алексея Шлямина, уже в который раз. Екатерина Душина (Оксана) очень мила, и так же мила она прежде была. Леонида Окунева задействовали в двух эпизодах, по сюжету, возможно, необходимых, но по существу необязательных; ощущение, что основной капитал театра расходуют по пустякам.
Элемент новизны внесли актеры, пополнившие труппу в этом сезоне. «Вечера» — первое знакомство с Екатериной Захаровой, Игорем и Ксенией Кудрявцевыми.
Претензии к спектаклю не перевешивают удовольствия, подаренного им. Но, как говорилось в одной рекламе, «хочется, чтобы было идеально».
***
фото: сцены из спектакля