X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Потерянный сад

Премьера «Яблочного вора» состоялась полтора года назад. Недавно я пересмотрела этот спектакль. Хотелось пересмотреть. Помнила, что спектакль светлый, утешительный. И еще помнила, он необычный: и для тюменского театра драмы, и для постановщика, режиссера Алексея Ларичева. К тому же в тюменских театрах давно не показывали ничего нового, только обещают новое, в марте. Самое время проверить старые впечатления.
В лучших спектаклях театр приятно неузнаваем, и «Яблочный вор» из таких спектаклей. Он похож на сон, развивается по логике сна, его странность — легкая, ненатужная. Действие происходит в Москве и Подмосковье, но место действия условно, и время условно, потому возможны смещения, которых в реальности не бывает.
Люди говорят друг с другом по телефону из разных квартир, и вдруг оказались в одной квартире, и даже совсем рядом, на грани прикосновения, но понятно, что их разделяет большое расстояние. Приходят незваные гости, ведут безумные разговоры, бросают бессвязные реплики, но это не умышленная абракадабра, это бред сновидения. Героиня говорила и вдруг запела, и переход с будничной прозы на язык поэзии не кажется нарочитым, точно так же не смущают танцы эпохи Возрождения, вклинившиеся в диалог сегодняшнего дня.
Это вроде бы привычное театральное «как будто», но не всегда, не во всех спектаклях такая условность хорошо придумана, а в «Яблочном воре» она убеждает.
Речь, смешанная из обрывков, шумовой фон, в котором пробивается то сладкая мелодия юности, то развязный шансон, то энергичный рэп (музыкальное оформление Олега Яшина). Любого фрагмента достаточно, чтобы опознать и достроить целое.
Подзаголовок спектакля — «глупые истории про нас с тобой». Почему про нас с тобой? Потому что все мы дети, как и персонажи «Яблочного вора», которые не выросли из сказки, продолжают желать неисполнимого, мечтать о несбыточном. Когда-то были дети, потерявшие вишневый сад, а нынешние, в отличие от тех, неплохо приспособились к переменам, и кто-то даже достиг высокого чина, но зачем-то им – нам – нужен чужой сад, яблоневый. Незрелых людей манит вкус незрелых плодов.
Дети верят экстрасенсам и магам, даже если они выглядят комично, как Жених Шуры (актер Владимир Ващенко). Верят, что пудра, купленная в ларьке, настоящая французская. Верят, как Шура (актриса Татьяна Пестова), что первый встречный – это судьба, любовь с первого взгляда. Он необыкновенный, он улетел, но обещал вернуться, ведь он космонавт.
Маленькие фантазеры путают действительное с воображаемым, как Панфил (актер Сергей Белозерских). Работа у него скучная, жизнь тусклая, но это все в трезвости, а в запое Панфил – знаменитый флейтист с видами на Швейцарию, богач, способный к широкому жесту, герой, спасающий невинные жертвы от злодея-чудища.
Да, истории глупые, вечно повторяющиеся, они не имеют начала и конца, они кольцевые. И хотя финал обозначен, это условная точка, выбранная рассказчиком. Рассказчик своей властью остановил круговое хождение. Подарил детям сказку.
В «Яблочном воре» четыре замены. Покинули труппу Юлия Зеленина, Галина Домникова, Андрей Черкашов. Ушел из жизни Рюрик Нагорничных. Вместо них в спектакле играют Галина Понятовская, Капиталина Баженова, Сергей Скобелев и Вениамин Панов.
Новые исполнители не повлияли на общую тональность спектакля, их персонажи – люди посторонние, прохожие, они создают фон, мелькают знаками большого города. Но и между прохожими есть разница. Если персонажи Понятовской и Скобелева смутно узнаваемые, молодые горожане из тех, что затеряются в толпе, то у Баженовой и Панова типажи колоритные, Бомжиха и Чистильщик сапог, они уже в силу колоритности претендуют на более пристальное внимание. И я вижу, что они чересчур театральные. Вместе с некоторыми другими актерами, которые играют ярче, грубее, чем требуется для этого спектакля, Капиталина Баженова и Вениамин Панов (актеры, безусловно, талантливые) нарушают гипнотическую странность «Яблочного вора».
Другая помеха – возрастной разрыв между исполнителями главных ролей и их героями. Физическая форма, если уж не совпадает с заявленным возрастом, должна бы еще сильнее подчеркнуть несоответствие между взрослым обликом и детской сущностью. Не хватает иронии актеров по отношению к персонажам. Не вырисовывается трогательный образ. Эту историю нельзя играть совсем-совсем всерьез, оченьочень грустно.
Да и никакую нельзя.
***
фото: Марина Слепнева и Сергей Осинцев в спектакле «Яблочный вор».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта