X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Комсомольский билет 1942 года

Я обещала рассказать вам об одном из наших читателей – Абраме Баршапе.

Помню, как он позвонил в редакцию и сказал: «Я прочел ваш материал о комсомоле, а ведь я тоже комсомолец, и кое-что могу рассказать…» Предложение ветерана Великой Отечественной войны заинтересовало, и мы договорились о встрече. Оказавшись у Абрама Исааковича в гостях, мы почувствовали себя, как дома. Он достал свой комсомольский билет и выложил его на стол…

Баршап родился 15 сентября 1921 года в Кишиневе. Прежде чем попасть в Тюмень, прошел долгий путь, на котором ему встретились война, интересная работа и любовь.

– В вашем комсомольском билете два ордена…

– Да, в 1942 году, когда билет получал я, у комсомола было только два ордена. Здесь, в отличие от последующих билетов, и фотографии нет.

– Как вы попали в Тюмень из Кишинева?

– В 1941 году после начала войны меня и многих ребят вызвали в военкомат, мы пешком ушли из Кишинева. По пути даже оказали помощь одному колхозу в уборке урожая. И дальше шли пешком до украинской станции Пятихатка. Нас посадили в вагоны, и мы поехали на станцию Буденновская – это в Ставропольском крае. Думали, что нас развезут по воинским частям, но увезли просто в тыл. Распределили по колхозам.

Потом меня со сверстниками отправили в Армавир. Там формировалась 281-я стрелковая дивизия, и мы попали в нее. Далее – в Крым. Шли колоссальнейшие бои! Нашествие немцев было такое страшное, бомбардировки продолжались круглые сутки.

Я остался жив благодаря… Мехлису, который приехал к нам и поинтересовался: «Есть ли в вашей дивизии выходцы из западных областей Украины и Белоруссии, из Молдавии?». К тому времени появился приказ Сталина о том, чтобы всех уроженцев этих территорий, присоединенных перед войной к СССР, из действующей армии изъять и отправить в тыл. И, невзирая на то, что выехать из Крыма было сложно, все-таки нас перевезли снова в Армавир.

Оттуда меня направили в 245-й отдельный строительный батальон, он занимался строительством аэродрома. Потом я попал в Абхазию, опять строил аэродром… Когда обстановка немного стабилизировалась мы переехали в Геленджик. Побывал я и в Грозном, оттуда улетел в Москву учиться – там и встретил День Победы. Вернулся в Грозный. Но вскоре меня забрали в «Укргазнефтестрой» – это на Украине. А когда началось строительство нефтепроводов, уехал в Омск. В 1968 году оказался в Тюмени…

– Что вас побудило вступить в комсомол?

– Патриотический порыв. Он в то время у многих был. Вот и я решил, что, может, как-то смогу помочь Родине…

– А можно вас назвать бывшим комсомольцем?

– Бывших комсомольцев не бывает, – смеется Баршап. – Это на всю жизнь! Скоро юбилей комсомола, правда, меня никто не приглашал. А я бы пошел. В Салехарде, например, целая программа к юбилею разработана. Выставки ко дню рождению комсомола будут…

– А сегодня комсомол надо возрождать?

– Комсомол занимал молодежь, ей было к чему стремиться. Нынче все сами по себе. Кроме того, государством допущена большая ошибка: ремесленные школы стали лицеями, рабочие специальности поникли. Сейчас все пытаются исправить. Если бы готовили квалифицированных рабочих, как это делали раньше, да еще создали подобную комсомолу организацию – было бы очень хорошо. Ведь это крайне необходимо. Можно и пионерскую организацию возродить. Есть же в других странах скауты…

Абрам Исакович, будучи комсомольцем, много читал, увлекался искусством, даже открытки-репродукции известных картин собирал. У него большая коллекция – 1025 штук, и библиотека достойная.

Сегодня он провожает нас, но приглашает вернуться – книги почитать, да о комсомоле поговорить. Интересно ведь…

***
фото: Абрам Баршап; комсомольский билет 40-х годов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта