X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Сергей Лукьяненко любит перечитывать «Гарри Поттера»

– Простите, вы кто?

– Я – Сергей Лукьяненко… «Ночной дозор»… «Дневной дозор»…

А еще вы по образованию врач.

– Мне понравилось уточнение после имени и фамилии: «Ночной дозор», «Дневной дозор» – нормальный человек, даже знаменитый, всегда готов допустить, что в мире есть люди, которые его не читали. Так на дне рождения у Крапивина я познакомился с одним из самых известных российских фантастов, автором трех «Дозоров» Сергеем Лукьяненко. Переговариваться через стол было не очень удобно, и мы зашли в редакцию, где заканчивалась верстка очередного номера.

Номер шел, как обычно. И мы стали говорить… Сначала о врачах, которые вдруг почему-то становятся писателями. В Алма-Ате, где жил тогда Лукьяненко, он с приятелями стал выпускать журнал. Естественно, фантастический.

– Ну, журнал – не журнал, скорее, альманах, который выходил, когда появлялись деньги. Но мы были очень горды и говорили: журнал. В общем, медицину я оставил без сожаления…

Фантастика долго считалась литературой не первого сорта. Она существовала, как бы теперь сказали, в андеграунде, внезапно прорываясь где-то по окраинам страны. И я напомнил скандальную «Сказку о тройке» Стругацких, которая внезапно появилась в журнале «Байкал», после того, как от нее отказались центральные издательства.

– Появилась, а почитать было невозможно, – вспоминает Сергей. – Я тогда еще школьником был, пришел в читальный зал и заказал подшивку «Байкала». Мне приносят, а номера со «Сказкой» в подшивке нет!

Сегодня Лукьяненко – не читатель фантастики, а писатель-фантаст. Впрочем, нет, читатель тоже. И мы быстро-быстро переходим к одной из самых оспариваемых в российской культурной среде книге о мальчикеволшебнике. Оценка оказалась превосходной. Лукьяненко сказал: «Как же я не написал подобную книгу!» Хотя тут же оговорился.

– Конечно, Ролинг не все возможности использовала, – он демонстрирует блестящее знание текста, размещенного на 4180 страницах. – Помните, в седьмом томе решающее сражение школьников с войском «Того, кого нельзя называть»?

– Это где профессор Макгонагалл волшебной палочкой гонит в наступление парты?

– Здесь можно было такое написать…

– Сергей, вам случается перечитывать эту книгу?

– По-моему, уже дважды. Перед сном нужно на полчаса открыть книгу о том, ради чего, собственно, живет человек – о честности, о благородстве, о дружбе.

– Но у книги Ролинг много противников. В том числе и среди учителей литературы…

– Видимо, учителя этих книг просто не читали…

И снова о книгах. О добрых книгах Крапивина, который за стеной моего кабинета выслушивает поздравления в свой адрес. О книгах самого Лукьяненко. Я рассказываю о моем юном родственнике, который пристрастился к чтению только тогда, когда мать подложила ему «Ночной дозор». Остальное он нашел сам.

– Вы знаете, таких историй много. На встрече с читателями в Тюмени подошел человек и поблагодарил за то, что сын начал читать. Сначала «Дозоры», потом – Стругацких, а теперь и за классику взялся…

***
фото: Сергей Лукьяненко и фотокорреспондент «Курьера» Вика Ющенко

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта