X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Пусть мир будет ярким и четким!

Покажите хотя бы одного школьника, который не ждет наступления осенних каникул. Объявление в коррекционной начальной школе N 76 гласит: «Каникулы начнутся 25 октября, продлятся – до 5 ноября».

Как, впрочем, и везде, во всех школах. Разница только в том, что учатся здесь дети с ослабленным зрением – к ним и подход нужен особый, и режим обучения специальный. Он давно разработан и успешно функционирует: школа существует с 1992 года. Точнее, тогда это был детский сад для ребятишек с трех лет, тех, что состояли на учете в офтальмологическом диспансере.

Наталья Савиных, директор, вспоминает, как решили открыть здесь еще и школу:

– Понимаете, мы стараемся помочь детям справиться с недугом, используем программы Московского института коррекционной педагогики. А когда отправляем их в обычные школы – наши труды не то чтобы пропадают зря… но работы – еще непаханое поле.

Например, при снятии угла косоглазия ребенка под контролем врача нужно раз в полгода пересаживать по разные стороны от доски. В какой школе будут этим заниматься? Поэтому возникла идея учить детей вплоть до четвертого класса.

… Занятия начинаются в восемь утра и заканчиваются в 17 часов. Нет, сами уроки идут до обеда, и набор их традиционен, в соответствии с образовательными стандартами для начальной школы: русский язык, математика, английский язык…

А вторую половину дня уделяют педагогической и медицинской коррекции заболеваний. Есть школьники с косоглазием, есть дети с сотой долей видения, то есть практически не различающие мир вокруг.

В классах – не более 12 человек, учитель успевает заняться каждым. Всего в школе 53 ученика, плюс в группах детского сада – 70. Очередей на запись в школу, по словам Натальи Савиных, пока нет: стараются принять всех и доучить до четвертого класса. Потом они переходят в обычные образовательные учреждения, и в этом сложность: как-то ребенок адаптируется?

Наталья Валентиновна рассказывает:

– Иногда переходят целыми классами, причем опыт показывает, что наши детки ни в чем не отстают от остальных, мы ими очень гордимся. И в олимпиадах побеждают, и общительные, вежливые… Мы стараемся, чтобы такие дети были менее агрессивными (все-таки заболевания накладывают отпечаток), не чувствовали себя «иными». Объясняем, что они – самые красивые, что очки носят только очень-очень умные люди…

В коррекционной начальной школе N 76 по совместительству работают два врача-офтальмолога, психолог, учителя-дефектологи. Ведется учет не только успеваемости: контролируют и здоровье учеников.

Передо мной лежит отчет за 2006-2007-й учебный год: «Повысилась острота зрения у 47,5% учащихся, выработка бинокулярного зрения (когда предметы хорошо видно обоими глазами сразу – Н.П.) – у 30,5%, стабилизация зрительных функций – у 81,4%». Значит, не зря существует школа, значит, можно-таки исправить врожденные или приобретенные недостатки.

Наталья Валентиновна показывает кабинеты с аппаратами БОС (биологическая обратная связь). В основе – компьютер, на экране – картинка, приятная глазу ребенка: семейный праздник или мультик. К голове прикрепляются датчики; пока что картинка яркая и хорошо видна.

Как только зрительный нерв юного человека перестает нормально работать, компьютер улавливает это, и изображение пропадает. Ребенку, конечно, хочется смотреть мультик дальше, и организм самостоятельно активизирует зрительный нерв. Таков механизм саморегуляции.

Есть аппарат БОС для лечения заикания: принцип работы такой же, только проводки прикрепляют к груди, где находятся легкие. Ребенок читает книгу, на мониторе – изображение: кисть закрашивает забор. Как только начинается заикание, кисть исчезает, покраска останавливается. Эффект от такого лечения потрясающий: за 10-15 занятий заикание уходит…

На стене одного из кабинетов рисунки и цветные стрелки, чтобы делать гимнастику для глаз. По совету учителя, школьник ведет взгляд то по желтым стрелкам, то по синим, от мишки к зайцу и обратно… Так тренируется зрение, отдыхают глаза.

В темной комнате стоит монобиноскоп, аппарат, направляющий свет на заданные участки сетчатки. Такой метод используется на начальных этапах лечения и увеличивает остроту зрения.

За день ученики коррекционной школы успевают не только поучиться и пройти процедуры, но и отдохнуть. В актовом зале школы – выставка «Ах, картошечка, картошка!» Из этого овоща дети и родители вместе смастерили муху, чебурашку, машинку – насколько хватило фантазии.

Очевидных бед у коррекционной школы нет: материальную поддержку оказывает управление по образованию, и дети могут учиться бесплатно. Есть только победы над детскими недугами и некоторые мечты. Вот Наталья Савиных мечтает, чтобы в ее школе дети учились до девятого класса.

А еще свозить их в Екатеринбург – показать метро…

***
фото: послеобеденный урок английского;Аня в кабинете коррекции зрения;медсестра Надежда Шевчук занимается с ребятами

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта