Дежавю*
Иной телезритель и не догадывается, сколь важная роль отведена ему в медиабизнесе. Не знает, что, нажимая кнопку телевизора, он помогает топ-менеджерам зарабатывать неплохие деньги.
Зритель понятия не имеет о рейтингах телеканалов и радиостанций, его мало интересуют тиражи бесплатных газет и глянцевых журналов. Эти данные, скорее всего, интересны рекламодателю – тому, кто музыку заказывает и деньги платит. У кого рейтинги выше, а тиражи больше, у того, соответственно, и больше полученных денег. А в бизнесе, сами понимаете, это самое главное. Даже если этот бизнес интеллектуальный.
Бурно обсуждались рейтинги и тиражи на партнерской встрече руководителей тюменских СМИ. Организаторы собрания – Союз журналистов Тюменской области и тюменское отделение Медиасоюза – обратились к представителям медиа-бизнеса с призывом: «в сложный период глобального экономического кризиса» соблюдать профессиональную порядочность.
– Не скрою, что ко мне как к руководителю регионального союза журналистов не раз обращались ваши коллеги из разных сфер, – отметил председатель Союза Владимир Кузнецов, открывая партнерскую встречу. – Обращались и говорили, что надо бы посовещаться на эту тему, потому что, чего греха таить, иногда у некоторых наших коллег возникает желание что-то приукрасить.
Владимир Кузнецов считает: чтобы не ставить в неудобное положение себя и общество читателей и зрителей, медиабизнесмены должны разработать меры по очищению нашей деятельности от разного рода недомолвок, досужих вымыслов, и в итоге – от недобросовестной конкуренции.
В высказываниях участников нынешнего сбора то и дело звучали воспоминания о прежних «эпохальных» встречах в том же составе. Действительно, рекламщики (не путать с журналистами, в тех же сферах работающими) каждый раз охотно собираются, активно ратуют за профессиональную этику, обсуждают рейтинги, тиражи и тех, кто их преподносит, ссорятся, мирятся, расходятся и в конце концов продолжают работать так, как привыкли. По этому поводу Марина Сорокина, коммерческий директор «Радио-Сити», даже съязвила: «У меня сейчас чувство дежавю. И раньше собирались… И все сошло на нет».
Нынешняя встреча была очередной. И также эпохальной. Кризис на дворе. Чтобы не пропасть поодиночке, нужно всем «играть по правилам». Кто эти правила устанавливает? Все сообща. Вот и предлагалось «всем миром» осудить недобросовестных, обсудить правила и подписаться под меморандумом. Что же из этого вышло? Высказались практически все, говорили много и громко, зачастую вполне аргументированно, каждый рассказывал о своих правилах и утверждал, что именно он прав. Впрочем, как и в разы прошлые…
Организаторы изначально призывали собравшихся к профессиональной ответственности, порядочности, этике в осуществлении финансовой политики своей компании. Как «сознался» позже Владимир Богоделов, руководитель «Авторадио» и «Шансон», истинным инициатором этой встречи был он. По словам Владимир Александровича, медиарынок в Тюмени «более справный» по сравнению с Саратовской, Самарской, Пермской, Челябинской областями. Поэтому нужно, наконец, просто решиться раз и навсегда его поделить. Припоминается, что это предложение уже звучало в одной из «эпохальных».
Рекомендация организаторов ради получения хоть какой-нибудь прибыли не снижать цены на размещение рекламы в 4-5 раз, воспринята не была. Слишком по этому поводу не распространялись, потому что грешат многие. Ведь даже если рынок имеет «высокую» приставку «медиа», он все равно остается рынком, и здесь трудно что-либо запретить. Вот, к примеру, наступает кризис. Соответственно ожидается общий спад объема рекламы. Кто же при этом станет удерживать верхнюю планку в ценовой политике? Первыми снизят цены самые продвинутые менеджеры, следом остальные. Более того, в нашем славном городе за последние годы сложились определенные отношения между средствами массовой информации и рекламодателями. По высказыванию Владимира Богоделова, практически семейные. Как водится, прайс-лист с кругленькими цифрами вообще и не вспоминается, а работают так, как договорятся. Это подтвердил и коммерческий директор «Радио-7» Данил Соловьев: «У нас тоже нет прайсов, есть конкретные коммерческие предложения для конкретных рекламодателей».
Призыв организаторов встречи «договориться и выбрать одно или несколько авторитетных агентств по проведению замеров рейтингов медиаресурсов» вызвал жаркую дискуссию среди представителей электронных СМИ. Их рекламные продажи напрямую зависят от рейтингов, составляемых тремя местными и агентствами уровня Гэллап. Известное мировое агентство успешно занимается замером популярности электронных СМИ путем закрепления специальных датчиков на телевизорах по случайной выборке граждан. Местные маркетинговые агентства таких технических средств не имеют, поэтому, по мнению большинства представителей электронных СМИ, выдают не совсем точную информацию. Покритиковав данные, полученные в результате банальных опросов, и, отметив необходимость в рейтингах от признанных агентств, все же рассудили, что сотрудничать с Гэллапом хорошо, необходимо, своевременно, но… очень дорого. Оказалось, таких денег у собравшихся нет ни по отдельности, ни вскладчину. Договоренность с Гэллапом есть только у «Сибинформбюро», представляющего в регионе несколько эфирных телеканалов и продающего рекламное время местных телекомпаний «Ладья» и «ТРТР», а также радио «Диполь-FM». Может, поэтому Олег Налобин уже в начале встречи заявил: «Еще 20 минут, и мы пойдем…» Хотя оставался до конца, жестко высказавшись на призывы сообщества о партнерских отношениях на медиарынке: «Я – менеджер, который бабки тащит для акционеров».
До последнего предложения Союза журналистов и Медиасоюза к интеллигентному сообществу тюменских СМИ, а именно «формирования авторитетного жюри по рассмотрению недобросовестности отдельных СМИ по искажению рейтингов и демпинга рекламных услуг», так и не дошли. За неимением времени и желания. Проект меморандума «прогулялся» по кругу и остался не подписанным основной частью участников встречи.
*Дежавю – (фр. dеjа vu – уже виденное) – состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации.