В ожидании зимы
Небывало теплый ноябрь так разогрел тюменцев, что они серьезно засомневались: а будет ли в этом году зима? И куда это она делась?
А тут еще в первой декаде декабрь продолжил обогревание Тюмени. Поневоле заскучаешь о зиме.
Помните, 9 декабря этого года был по-весеннему солнечный и теплый день. В автобусе ко мне подсел старик и спросил: будет зима или нет? Я пообещал ему и зиму, и снег, но чуть-чуть попозже. И, в свою очередь, спросил: неужели он за свою жизнь не запомнил ни одного теплого декабря? Старик ответил, что жизнь длинная, всего не упомнишь, надо было записывать, но за заботами некогда было, а теперь времени есть много все рассмотреть и увидеть. И начинаешь удивляться, что такой декабрь теплый… Вроде, прежде было холоднее.
Да, в необычной обстановке обостряется восприятие, и люди начинают видеть то, на что прежде не обращали внимания. Мой сосед привез с дачи показать веточки смородины, ирги и осины. Смотри, говорит, набухли и распускаются. Да, впечатление похожее.
Однако это обычное состояние почек этих кустарников, так у них всегда бывает. Только не всегда мы это замечаем.
У мужских деревьев осины (она, как и облепиха, раздельнополая – отдельно деревья мужские и женские) еще в октябре на цветочных почках верхние чешуи раскрываются, и между ними показываются пушистые зачатки соцветий. Они должны хорошо промерзнуть, иначе пыльца весной не сформируется. Так и будут они приоткрытыми стоять всю зиму, а в апреле образуются из них толстые сережки. Вообще-то они и теперь готовы распуститься. Отломите веточку, поставьте дома в воду – и через неделю сережки вытянутся до четырехпяти сантиметров. Как в апреле.
Все это обычные вещи, только люди в обычное время глядят на все это, но не видят, не замечают. Вот и в нашем «Курьере» в пятницу поместили фотографию веточки сирени с крупными почками. Да они всегда такие! Сирень даже весной распускается далеко не первая, это не смородина и не крыжовник, которые первыми распускают листья навстречу ранней весне.
В ноябре было необычно тепло, воздух и поверхность почвы прогревались в иные дни (их было десять за месяц) до плюс пяти градусов, потому и трава росла, зеленела.
Первые морозы в декабре (1-го и 2-го ночью мороз был до минус 19 градусов) убили зеленую траву сразу, не дали ей пожухнуть и «законсервировали» мгновенным холодом, потому она и мороженная сохранила зеленый цвет.
Насчет набухших и зазеленевших почек на тополях – это тоже какая-то фантазия. Оптический обман, не более. Любому дереву, в том числе тополю, чтобы на нем набухли почки, надо получить определенную сумму положительных (выше нуля) и эффективных (выше 5 градусов) температур. При среднесуточной температуре ниже плюс 5 градусов у деревьев не набухают почки. Ноябрь хоть и теплый был, но нужной суммы температур не дал.
Наконец, в минувшее воскресенье зима решила навестить и Тюмень. Пришла-таки!