Остановка в пути
В огромном цехе тюменского завода, выпускающего армированную сетку для монолитного домостроения, – всего лишь двое рабочих.
Вверх, под потолок, улетает шум сварочного аппарата: Саид и Идрис соединяют части опорных элементов будущих строительных лесов. Странно все-таки видеть большое количество механизмов, стоящих неподвижно. Тем более на территории завода, существующего лишь несколько месяцев…
Как объяснил исполнительный директор завода Селим Бингол, рабочие уехали… домой. В основном на предприятии трудятся граждане Турции; сейчас им нужно продлить срок действия виз. Поэтому и часть тюменских рабочих на предприятии сейчас отсутствует: взваливать на одного человека нагрузку, предназначенную для троих, – небезопасно. Все вернутся после Нового года – тогда производство возобновится и даже расширится.
Пока же нас пригласили прогуляться по цехам и представить самим, как все должно работать. Селим Бингол по-русски знает лишь несколько слов, да и мы техническим английским владеем плохо, поэтому сопровождала нас Гульнара Казиханова, секретарь и по совместительству переводчик. Спасали и жесты, которые иногда говорят больше слов. Селим Бингол рассказал:
– Основное производство у фирмы находится в Анкаре, в вашем городе мы открыли дочернее предприятие. Почему? Многие знакомые советовали, говорят, ваш регион перспективен для строительства, и у вас есть сырье…
Завод специализируется на производстве армированной стальной сетки и строительных лесов. Сетка используется в монолитном домостроении, когда в опалубку заливают бетонную смесь, где она обретает форму перекрытий. Для прочности же бетон укрепляют арматурой – отдельными стержнями, каркасами и, собственно, армированными сетками.
Конечно, руководству турецкой фирмы «Меса формворк» хотелось бы иметь собственные производственные площади, но это – в будущем. Пока же приходится арендовать помещение у завода блочно-комплектных устройств.
… Длинный цех поделен на две части. В одной производят армированную сетку – там, в углу, лежат катушки с металлическими прутьями – их привозят из Магнитогорска. В ряд стоят новенькие, выкрашенные в зеленый цвет машины; Селим Бингол кратко рассказал практически о каждой:
– Здесь металл протягивают под прессом; можно при необходимости изменить его толщину. «Волокна» будущей сетки выпрямляют, наносят под воздействием температуры рубцы. Затем сетку сваривают, соединяя прутья крест-накрест. В год планируем производить четыре тысячи тонн сетки.
Металлические трубы для строительных лесов, так же, как и материал для армированной сетки, привозят из Магнитогорска. Трубы лежат в другой части цеха – их предстоит разрезать на заготовки, затем соединить вертикальные и горизонтальные элементы: первые являются основными несущими элементами каркаса, а вторые обеспечивают его жесткость.
С помощью отверстий в трубах, объясняет Селим Бингол, габариты строительных лесов можно будет регулировать. Здесь же наш, если так можно выразиться, гид рассказывает о технологии обработки будущих деталей, из которых, как из пазлов, собирают строительные леса. Где необходимо – нарезают резьбу. Чтобы леса служили в два раза дольше, металл подвергают оцинковке. Словом, старается не упустить возможности сказать доброе слово о деле, которым он занимается. Заходит речь и об экономической ситуации в стране и мире.
– Признаться, – говорит Селим Бингол, – мы не ожидали столь тяжелого кризиса в строительной сфере. Хотя работа у нас всегда будет, мы экспортируем сетку в Ливию и другие страны – всего их 35. Даже отвозим кое-что в Сочи: там тюменская армированная сетка потребуется при строительстве отелей и общежитий для Олимпиады…
Несмотря на сложное время, на заводе планируют расширять производство, но только в будущем году. Здесь будут собирать боксы, которые можно приспособить под временное жилье рабочих, и подсобные помещения…
***
фото: цех армированной сетки;Селим Бингол рассказывает об опорных частях строительных лесов;рабочий Идрис