X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Животная любовь

Три женщины в глуши, оторванные от мира. Время от времени их навещает старик, привозит продукты. Женщины живут в сонном оцепенении. Пасут коз, выделывают шкуры.

Так бы и рассказывать историю «Козьего острова», степенно, монотонно, как песнь тянуть. Жили женщины…

Но спектакль, знакомящий с этой историей, медлит лишь вначале.

Двор, пропеченный солнцем. Здесь, однако, прохладнее, чем за оградой, там – пекло. Поскрипывают на ветру ставни. Пиа (актриса Ирина Халезова) нехотя спустилась из дома по лестнице, бредет через двор. Села на камень, спиной прислонилась к шесту. Сняла разношенный башмак, перевернула, оттуда сыплется песок, сыплется, сыплется… У Пиа прозрачный от усталости, отрешенный взгляд. Вся ее жизнь просыпалась песком. Но в ее действиях, и даже в ее усталости, не чувствуешь горечи и сожаления.

Декорации «Козьего острова», поставленного в тюменском драмтеатре Александром Цодиковым, напомнили о старом спектакле этого театра, «Продавец дождя». Автор сценографии тот же – Алексей Паненков. Есть и другие совпадения с «Продавцом»: жанр притчи, библейские мотивы, метафоры.

Однако в «Продавце» сразу же возникала давящая, тревожная атмосфера последних времен, выжженная пустыня перед концом света; люди ждали дождя как спасения, жаждали, не зная, что дождь обернется всемирным потопом. А в «Козьем острове» царит безвременье, и жара не угнетает, и герои ничего не ждут. Это их привычный ад. Они почти счастливы отсутствием желаний. Могли бы, как козы, только мекать, в перерывах между бездумным молчаливым жеванием, им уже ни к чему человеческий язык.

Когда-то с ними был мужчина, муж Агаты (актриса Ирина Тутулова), брат Пиа, отец Сильвии (актриса Наталья Никулина). Женщины верили ему, гордились им. Они отказались от городского комфорта ради свободы. Во всяком случае, так они думали.

Муж ушел на войну, а точнее, сбежал с Козьего острова, – предатель. Попал в плен, сидел в тюрьме, там умер. Женщины не забыли его, не простили, но им, в общем-то, уже все равно, был он или не был.

Легко представить, что творится в женском мире без мужчин, к тому же есть драматургические модели, дающие такое представление, и некоторые из них не миновали тюменской сцены. Однако «Козьему острову» в трактовке Александра Цодикова чужды и мрачный «Дом Бернарды Альбы», тюрьма, где женщины томятся без любви, уничтожая друг друга, и фривольные «Восемь женщин». Популярная экранизация «Иствикских ведьм», несмотря на явную перекличку, тоже не родня этому спектаклю.

Режиссер и вместе с ним художник показали женский мир не то чтобы в светлых тонах, но в естественных: нет любви, есть покой.

Резкий, хотя и предсказуемый, поворот сюжета: к женщинам пришел мужчина. Не муж, но готов заменить мужа. Беглец без документов, безродный бродяга по имени Анджело. Неизвестно, настоящее это имя или нет. Однако Анджело он не случайно: имя ангельское, а роль дьявольская.

Пришелец соблазнил женщин, одну за другой: безвольную Пиа, властную Агату, непорочную Сильвию. Хотел управлять ими как пастух, то лаская, то наказывая. И женщины покорились ему. Поначалу.

Анджело в исполнении Александра Миловидова – самец. Тем и взял, тем и покорил женщин. Самок. Будь он милым, обаятельным пастушком, или красавцем-садистом, или артистичным донжуаном, нам было бы приятнее согласиться с его победой. Нет, он груб до отвращения, и если присуща ему артистичность, то не более чем коммивояжеру самого низкого пошиба. Он много болтает, но сила его не в словах, им движет инстинкт, звериный нюх.

Неужели такой мужчина нужен женщинам Козьего острова? Значит, их прежнее смирение – обман. Самообман. Не было покоя.

Агата острее всех осознала обман. Ей открылось, наконец, что не муж виноват перед нею, а она перед мужем, и перед остальными тоже. Она жила не так, как хотела, и стремилась не к тому, что предназначено. Анджело рассказал ей – или, скорее, бесплотный дух его (странное режиссерское решение: почему Анджело после смерти превратился чуть ли не в Иисуса?), – что Агата принадлежит к особому роду женщин, которых выбирает дьявол, женщин «с запахом ветра».

Александр Цодиков ничего не педалирует, не подчеркивает жирной чертой, (в отличие от автора музыкального оформления Натальи Гультяевой – музыка диссонирует с деликатно проработанным внутренним действием), смысл проявляется постепенно, будто написан симпатическими чернилами. В первых показах смысл проявился частично. Надо пересмотреть.

***
фото: сцены из спектакля; Сильвия – Наталья Никулина;Ирина Тутулова в роли Агаты;Анджело и Пиа – Александр Миловидов и Ирина Халезова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта