Ковер удивительный, или Искусство «дергать житки»
Очень душевных собеседниц встретила на выставке «Живая старина. Тюменский ковер. XIX – XXI вв.», которая открылась вчера в областном музее изобразительных искусств.
От них узнала, что не все ковры ткут, некоторые – кладут. Или, по-другому, – «житки дергают». Житки – это разноцветные шерстяные нити.
– Сколько времени нужно, чтобы сделать такой ковер? – спрашиваю у потомственной ковровщицы Августы Федоровны Реффель из деревни Шабановой Омутинского района.
– А это как класть будешь! Кто-то быстро кладет, кто-то медленно.
– А вы – быстро? – Быстро, быстро, – приходит на помощь подруга и соседка мастерицы Галина Николаевна Пальянова. – Однажды мы вчетвером за неделю большой ковер сделали. Работали по очереди с утра до позднего вечера…
Здесь же, на выставке, есть и станок, на котором в течение трех дней другая потомственная ковровщица Татьяна Александровна Иванова будет давать мастер-класс для всех желающих научиться этому старинному искусству.
А у нашего ковра – богатая история. Как объяснила Наталья Сезева, искусствовед музея и организатор выставки, первое упоминание о тюменских коврах датировано 16-м веком. Раньше на всех российских и международных выставках наш край представляли тобольской слоновой костью и тюменскими махровыми коврами. Наталья Ивановна потратила тридцать лет на сбор этой коллекции. Сейчас она насчитывает 80 экспонатов, сделанных руками мастериц из Омутинского, Бердюжского, Армизонского, Упоровского районов.
Здесь же представлены изделия «Сибирской ковровой фабрики» из Ишима.
– Наша фабрика – единственная на территории всего бывшего Советского Союза, – рассказала работница предприятия Людмила Мунова. – Есть еще фабрика, где делают ковры ручной работы, в Дагестане. Но там толстый, ворсовый восточный ковер. А наш – махровый, мягкий и легкий…
Оказывается, могло так случиться, что искусство ковроткачества в Тюмени сошло бы на нет – фабрика в годы перестройки разорилась, станки превратились в рухлядь, мастерицы разбрелись кто куда. Но судьба распорядилась по-иному – видимо, этот народный промысел еще должен жить.
Елизавета Романовна Кондратьева, с детства влюбленная в ковроткачество, восстановила фабрику по крупицам, отыскала ковровщиц по деревням, и ожила работа. Сейчас заказы на изделия ручной работы поступают не только от обеспеченных жителей коттеджей, но и от правительства Тюменской области, областной Думы, а также из Москвы и даже из-за рубежа – от бывших соотечественников, давно живущих за границей. А что, как не красивый ковер, лучше напомнит о родной земле, согреет душу и дом?
У тюменского ковра есть отличительная особенность – фон, на котором кладется рисунок, чаще всего черный – что символизирует землю, плодородие. Иногда делают коричневый, реже, в основном на тобольских коврах, – синий.
– История этого рисунка тоже уходит корнями в давние времена, когда ковры клали длинными зимними ночами, мечтая о весне и лете, – объяснила Елизавета Кондратьева. – А то, что на большинстве рисунков изображены маки, тоже не случайно: их раньше в наших краях много росло. Мак называли «сибирской розой».
Жаль, что ишимская фабрика – последняя надежда на возрождение искусства тюменского ковроткачества. Частные мастерицы, по свидетельству моих собеседниц, не смогли передать свое умение детям и внукам.
– Никто не хочет сейчас выполнять грязную работу, – с горечью констатировала Августа Федоровна.
– Почему же она грязная? – А как же! И тяжелая. Чтобы ковер выкласть, сначала нужно овечку вырастить, постричь, нитки спрясть, выкрасить. Работы много.
– Почему же вам она нравится? – Начинала не от хорошей жизни – время было военное, купить ковры было негде, да и не на что. Сначала из тряпок шили. А потом мама научила, вот и затянуло на всю жизнь. Сейчас приходят соседки после работы, когда детей накормят да спать уложат, и сидим допоздна. Всем хочется покласть, знаете, как заманивает
***
фото: Татьяна Иванова;Августа Реффель (слева) и Галина Пальянова