Синдром Хабибуллина
Прошло много лет, но встреча с инспектором дорожно-патрульной службы старшиной Хабибуллиным не забывается. И, наверное, никогда не изгладится из моей памяти.
Итак, сюжет. Место действия — город Челябинск, в котором я некогда жил и, как мне казалось, хорошо знал схему движения по столице Южного Урала. И естественно, пал жертвой собственной самонадеянности. Оказалось, что между двумя моими приездами в Челябинск построили и ввели трассу «Меридиан», которая позволяла быстро и без хлопот пересечь город и выехать к дороге, ведущей на Свердловск. Словом, я запутался и, как принято выражаться у водителей, «попер против шерсти». (Перевожу: по дороге с односторонним движением поехал в противоположном направлении). И главное, не знал, как выбраться. Увидел патрульную машину и бросился к ней, надеясь на помощь.
Патрульный — старшина Хабибуллин — быстренько оштрафовал меня, не обращая внимания на мои объяснения, что я не здешний, что заблудился. А после этого показал, куда надо ехать…
Шли годы. Я продолжал ездить по дорогам, встречал самых разных инспекторов — бескорыстных и, наоборот, доброжелательных и подозрительных, но где-то в дальнем уголке моей памяти не тускнел образ старшины Хабибуллина.
Более того, как мне кажется, в последнее время он только становился ярче. Быть может, к нему добавлялись новые и новые краски, которыми отличаются иные инспекторы и в XXI веке. Я не собираюсь обобщать, но, как уверяли древние, если явление повторяется более одного раза, то это не случайность, а закономерность.
И вот довольно свежий эпизод. Оказавшись в «глухой» пробке, я решился покинуть ее и свернул с большой дороги в боковую улочку. Инспектор, чья машина стояла через два автомобиля впереди, развернулся следом за мной… Дальше была обычная процедура, составление протокола… Самое интересное открылось, когда я стал изучать «место происшествия» и смог сравнить его с протоколом и приложенной к нему схемой, которую нарисовали два лейтенанта. И дорожная разметка, которая сама по себе стоит отдельного описания, и схема имели мало что общего с действительностью — они оказались, скорее, плодом милицейской фантазии. Так, на месте пустыря, случившегося после сноса старого драмтеатра, на схеме стоял… дом под номером 72, который вовсе расположен в соседнем квартале. Если верить схеме, мой автомобиль нагло двигался по встречной полосе, что вовсе не требовалось ситуацией. Место, где я стоял в пробке, было тоже перенесено — видимо, для удобства обвинителей…
В общем, как писал Владимир Маяковский, «немножко нервно».
Ладно, этот сюжет пережили. Но вскоре, будучи, как говорится, уже «при исполнении служебных обязанностей», корреспондент нашей газеты выехал фотографировать новые фонари, которыми только-только начали украшать улицу Республики. Дело было вечером, центральный квартал был пуст, только левую крайнюю полосу занимала грузовая машина монтажников. Корреспонденту пришлось проехать по центральной полосе, а на перекрестке свернуть с нее влево. Там, как и в случае со старшиной Хаби-буллиным, стоял, скучая, патрульный автомобиль. Никакие объяснения, что улица пуста, что корреспондент приехал на съемку, даже ссылка на недавнюю пресс-конференцию начальника областной автоинспекции, который говорил о необходимости «человеческого отношения» к водителям, не помогли. Пришлось через несколько дней заплатить штраф из редакционной кассы. Деньги — небольшие. Куда больше обида.
А вчера утром на официальном сайте следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тюменской области мы прочитали о том, как в Ялуторовске вечером 26 октября 2009 года сотрудники ГИБДД Сергей Батурин и Денис Попков остановили автомобиль, двигавшийся, по их мнению, с превышением скорости. Милиционеры составили протокол и предложили водителю подписать. Поскольку тот отказался, сотрудники ГИБДД избили его и поместили в камеру…
Синдром Хабибуллина по-прежнему витает над нами.