X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Гражданин — депутат — город

Депутат и его округ. С одной стороны, это конкретные люди с их частными проблемами, с просьбами и даже жалобами. С другой стороны, громадный, политически и экономически сложный регион. Депутат областной Думы — одновременно и первый «плакальщик» за гражданина, и ответственный за нормальную жизнь такой структуры, как область.

Поэтому беседа корреспондента «Курьера» с депутатом по 14-му избирательному округу Николаем Карнауховым и состоит из двух встречных течений — от частного к общему и обратно.

— Николай Николаевич, наше предыдущее интервью состоялось ровно год назад. Тогда на пороге маячил кризис, и я спрашивала, что тю-менцам ждать от наступающего года? Сейчас кажется, что ничего страшного за это время, к счастью, не произошло.

— Кризис не только был, он продолжается — это первое, о чем нужно сказать. Главное последствие кризиса, на мой взгляд, -это растерянность и неуверенность. Существуют и экономические последствия: уровень падения производства можно реально посчитать. Правда, нас мало волнует, что у владельца какого-то завода сократились прибыли, больше заботит, что люди остались без работы. Но правительство как-то решило проблему — профинансировало новые рабочие места, выплачивает пособия. Стало хуже, но не критически хуже. Государство не допустило, чтобы пострадали и социально незащищенные слои населения — пенсионеры, инвалиды, ветераны, малоимущие… Реально кризис коснулся небольшой части населения. Подушка безопасности в виде стабилизационного фонда все же сработала.

Другое дело, что сегодня никто толком не знает, что делать дальше. Кризис был вызван тем, что Соединенные Штаты Америки живут за счет печатания долларов, которые являются эквивалентом всему, что производится в странах, где ходит эта валюта. И американцы нашли самое простое решение проблемы: напечатать еще 10% долларов. В России это называется печатанием фальшивых денег. В Госбанке существует целая технология эмиссий, сколько денег выпустить. Считается, сколько денег вышло из строя, сколько заработало наше государство, какой эквивалент в виде валового продукта произведен и так далее. А американцы просто принимают решение напечатать, и все. В результате, эти деньги ходят, мы покупаем на них вещи, а они ничего не стоят.

— Значит, настоящий кризис еще впереди, его просто отложили на время?

— Это значит, что причина кризиса не устранена. Соединенные Штаты Америки никого не собираются слушать, и никто с ними ничего сделать не может.

— В областной Думе вы — заместитель председателя комиссии по бюджету, налогам и финансам. Как оцениваете исполнение бюджета-2009? Много налогов недополучила казна? Все ли из запланированного было реализовано?

— Конечно, налогов поступило меньше, чем в 2008-м. Цена нефти упала в 2-2,5 раза. Правительство Тюменской области сделало все возможное, чтобы защитить и профинансировать, в первую очередь, социальные статьи бюджета. Это удалось. Итоги 2009 года говорят, что ни учителя, ни врачи, ни пенсионеры не пострадали… В феврале было проведено секвестирование бюджета, пришлось приостановить некоторые программы. Но сейчас в бюджет поступили дополнительные 16 млрд. рублей. В результате, бюджет нынешнего года будет почти таким же, как предыдущего. И следовательно, удастся профинансировать те статьи, которые были обрезаны.

— Откуда же взялись эти 16 миллиардов?

— Повысилась цена нефти, появились дополнительные доходы от продажи собственности Тюменской области, земли. Люди отчитались по НДФЛ, заплатили налоги.

Информация

Как рассказывает директор антипинского дома культуры «Поиск» Ольга Порошина, она обратилась к депутату Карнаухову за помощью. В окраинном поселке этот ДК — единственный очаг культуры. На 747 тысяч рублей, которые по просьбе депутата выделили из резервного фонда, для кружков культурного центра приобретены музыкальные центры и инструменты, студия звукозаписи, пошиты концертные костюмы, а для спортивной секции — беговая дорожка и велотренажеры.

— Хоть бюджет этого года и принимался с уклоном в социальную сферу, но что-то ведь происходило и в производственной, в сельскохозяйственной, в строительной отраслях?

— Вне всякого сомнения. Недавно открылся завод «Тюменьстальмост», Уватский нефтяной проект набирает обороты, на новую площадку вынесен завод «Бенат». На судостроительном изготавливаются буровые платформы для Газпрома. Довольно много произошло событий, которые говорят, что наша промышленность оживает, двигается вперед. Мы продолжаем поддерживать местного производителя. Сегодня молочное производство в области стало рентабельным. Люди создают свои молочные мини-фермы, покупают товарных коров, которые дают по 20 литров молока в сутки. Закупили животных мясных пород. Финансирование сельского хозяйства дает свои результаты — собрали, несмотря на непростые погодные условия, хороший урожай.

Информация

В избирательном округе Карнаухова второй год строится школа. Старую, 15-ю, снесли, на ее месте — новый проект, на 825 учебных мест. Сдача — май 2010 года. Пока все идет по плану. Это не первый школьный проект, который курирует депутат Карнаухов. В прошлом созыве такое уже было на Мысу. В школе N 48, рассчитанной на 625 учебных мест, обучалось 1300 детей в две с лишним смены. Нужна была новая дополнительная школа. В 2002 году возвели первый этаж, а 1-го сентября 2006 года школа N 91 принимала первых учеников.

— Вы представляете в парламенте 14-й избирательный округ. Как пережили этот непростой год ваши избиратели, с какими проблемами обращались к своему депутату?

— По-прежнему много жалоб на жилищно-коммунальную сферу. Из-за недостаточного финансирования в начале года мы в какой-то степени упустили лето — самое благоприятное время для ремонта. Сделано меньше, чем в прошлом году. На многих граждан навалились так называемые внеплановые проблемы. Например, приходила на депутатский прием пожилая женщина, у которой сын взял кредит на машину, а теперь попал под сокращение и не может ни кредит выплатить, ни машину продать.

— Много ли было обращений от родителей, которые из-за кризиса не смогли оплачивать учебу и просили перевести детей на бюджет?

— Порядка шестисот. Учитывая, что в нефтегазовом университете только высшее образование получают около 48 тысяч студентов, это, конечно, немного. Тем не менее, мы не все просьбы смогли удовлетворить. К примеру, на экономических специальностях практически не бывает свободных мест, ребята приходят хорошо подготовленные, редко отчисляются.

— Почувствовали ли вузы дополнительную поддержку от государства в этом году?

— Правительство сохранило и даже увеличило бюджетные места, чтобы оставить студентов за партами, а не выбросить на улицу. Для людей — это серьезная поддержка, но я не могу ее считать поддержкой вузов. А вот финансирование ремонта машиностроительного техникума нам обрезали. Это федеральный объект, на него по федеральной целевой программе были выделены деньги, теперь их забрали. Мы вынуждены искать дополнительные доходы, чтобы завершить начатую работу.

— В областной Думе вы также представляете научное сообщество…

— Не только я. В Думе семь докторов наук: Крамской, Заболотный, Иванов, Артюхов, Конев… Довольно серьезное научное лобби.

— Вопрос адресую все-таки вам: сейчас много говорится о необходимости модернизации российской экономики. Президент Дмитрий Медведев, а до него Владимир Путин, неоднократно заявляли, что для этого необходимо внедрять инновации, а значит, поддерживать изобретателей и рационализаторов. Как в нашем регионе с этим обстоит дело? Почувствовал ли тюменский технический вуз дополнительное внимание к своей работе?

— Вопрос очень сложный. Сейчас стало модным слово «инновации», но под инновациями каждый понимает свое. Руководители предприятий понимают это как новый готовый продукт. Дайте мне новую депрессорную присадку или новое бурильное долото, или новый автомобиль, и я его быстренько внедрю. Но так не бывает, наука — это большой процесс. Не только творческая идея: оп-па! Яблочко Ньютону по голове стукнуло, и он открыл закон всемирного тяготения. Хотя и это, по большей части, — аллегория. Но дальше — кто-то должен новую идею реализовать, сделать опытный образец, провести испытания. А финансировать начальную стадию разработки никто не хочет. Никто сегодня не гоняется за нашими учеными. Реального перелома в сторону науки не произошло.

— Сейчас разрабатывается бюджет 2010 года, может быть, там будут заложены средства на финансирование изобретательской деятельности?

— Деньги и сейчас выделяются, но очень мало. Это можно сравнить с лечением того же гриппа: человеку необходимо, к примеру, принимать три таблетки в день, а ему дают по одной. Вроде бы и потратились на лечение, но эффекта оно не даст. Чтобы вылечить человека или экономику, нужно выделять столько денег, чтобы их хватило переломить течение болезни…

— Кто же их должен выделять? Разве не Дума решает, куда и сколько нужно потратить?

— В Думе ничего не решается единолично, ударом кулака по столу. Это коллегиальный орган. Пусть даже семь из 34 депутатов — доктора наук. Но и у этих семи — семь точек зрения. Классическая крыловская фраза — про лебедя, рака и щуку. Проблема еще в том, что государственной науки практически не осталось, везде -частный сектор. А у частника только доллары в глазах, он никогда не вложит деньги, если не увидит скорую прибыль. Вложение же в науку — рисковое вложение. Как игра на бирже — нельзя, купив одну акцию, рассчитывать обогатиться. Чтобы выиграть миллион, нужно потратить не пять центов, а хотя бы пятьсот. Но всегда есть более насущные проблемы — нужно финансировать детские дома, дома престарелых, повышать пенсии и так далее. Как с этим не согласишься?

Информация

В общественную приемную Карнаухова избиратели приходят с разными проблемами. Вот отец десятерых детей нуждается в финансовой помощи на погашение задолженности за квартиру. «Эта история «с бородой», — говорит Николай Николаевич. -Человек работал в Тю-меньэнерго, ему там выделили квартиру. Теперь он уже не работает, и ему предлагают выкупить ее по остаточной стоимости. Для семьи, в которой десять детей, от четырех лет до семнадцати, 176 тысяч рублей — большие деньги. Я обращался в компанию, говорят: «Есть положение, даром не можем.» Наконец, с помощью губернатора удалось убедить — сто тысяч скостили.»

— Бюджет 2010 года обещает быть не менее сложным, чем нынешний. К кризису прибавилась другая проблема — у региона забирают налог на добычу полезных ископаемых. Как будем жить без НДПИ?

— В первый год в федеральный бюджет уйдет 25% этого налога. По сути, мы сможем его вернуть, если докажем, что нам эти средства жизненно необходимы. Но уже сейчас понятно, что сделать это будет непросто. Я думаю, что все деньги мы не получим. Для того их и загнали в федеральную казну, что считают, будто мы жирно живем. И действительно, своим меценатством наши северные соседи показывали, что живем мы неплохо. Нельзя кичиться своим богатством рядом с бедными, никогда это к добру не приводило. Следующий год и 2011-й будут еще более или менее терпимыми, какие-то деньги у нас все-таки останутся, что-то удастся вернуть под реализацию программ, а вот 2012 и следующий за ним — будут совершенно другими. Нам надо привыкать жить скромно. А лишаться каких-то благ всегда тяжело. Хорошо еще, что сделали этот переход ступенчатым — дали возможность постепенно привыкнуть к новому бюджету.

В целом же, 2010 год обещает быть неплохим. В первую очередь, за счет того, что многое сделано для деверсификации экономики — перехода от чисто сырьевой к промышленной. Вдобавок к «Стальмосту» строится металлургический завод, появилось производство насосов, завод «Нефтепроммаш». На моторостроительном объединении уже несколько предприятий, в том числе и «Газсервис». Конечно, былого величия машиностроительного комплекса уже не будет, но что-то мы все равно приобрели…

Информация

А вы знаете, что в антипинской поликлинике у маленьких детей берут кровь при помощи иглы или пера? Детям больно. Хотя уже существует «детская кнопочка» — скарификатор. Главный врач Марина Молокова рассказала об этом депутату. Покупка скарификатора для маленьких антипинцев включена в план на 2010 год.

— Николай Николаевич, в будущем году наша страна отметит 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. На ваш взгляд, все ли сделано в нашем регионе, чтобы обеспечить солдатам-победителям достойную старость?

— Хорошо, конечно, что наше правительство не забывает о ветеранах, но у меня лично — чувство жгучего стыда за прошедшие годы. А где мы были десять, двадцать лет назад? Сколько ветеранов, которые так и не дождались должного почета, уважения, материального благополучия, мы похоронили? Миллионы людей, поднявших страну из разрухи, так и не услышали заслуженного «спасибо». Ветеранов осталось очень мало, и сейчас государство может обеспечить им какое-то материальное благополучие, но можно ли этим гордиться?

Моему отцу идет 93-й год, он застал всю лихую годину. В 1938 году ушел в действующую армию. Только демобилизовался — фронт. Войну закончил уже в Японии. Отношение к ветеранам я вижу на примере отца. Если бы у него не было четырех сыновей, то не знаю… У нас, конечно, что-то делается для ветеранов, но формализма еще очень много! Поэтому, лучшее, что мы можем и в силах сделать для своих стариков, — искренне заботиться о них, любить и не забывать, что обязаны им абсолютно всем.

Информация предоставлена общественной приемной И.И. Карнаухова.

***
фото: Николай Карнаухов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта