Знаковое производство
Плоды своих трудов работники этого производства могут видеть каждый день — на дорогах.
— Иногда я даже останавливаюсь возле знаков, когда вижу, что сделаны они не совсем так, как нужно, — рассказывает мастер цеха дорожных знаков организации «Сибинтком» Александр Седов. — С обратной стороны всегда есть наклейка — кто производитель.
На такой наклейке, кстати, печатается не только лейбл организации-изготовителя, но и ГОСТ, по которому сделан знак, а еще… срок годности металлической таблички. В среднем — семь-десять лет — если никому не придет в голову согнуть ее пополам или разрисовать. В этом случае знак уже не может соответствовать всем необходимым стандартам, а значит, выполнять свои непосредственные функции.
— С просьбами починить знак или обновить рисунок к нам еще не обращались, — говорит Татьяна Иванова, заместитель директора «Сибинткома» по коммерческой работе. — Дешевле будет заказать новый. Хотя покрытие знака — так называемая маска — очень качественное и стойкое ко всем внешним воздействиям. Краску, которой обычно хулиганы разрисовывают знаки, вполне можно стереть растворителем — аппликации это никак не повредит.
По методу аппликации сейчас изготавливается большинство дорожных знаков, указателей и табличек. Уже готовый металлический каркас сначала обезжиривают при помощи мыльного раствора и технического спирта, а затем наклеивают готовую маску с изображением того или иного знака. Аппликацию тщательно прокатывают мягким валиком, чтобы под наклейкой не было воздушных пузырьков.
Наклейки с рисунками выводятся через режущий плоттер — из светоотражающей пленки вырезается нужный рисунок и текст, который сначала проектируют в компьютере.
Стандартные дорожные знаки делаются быстрее — для них готовы шаблоны оснований и аппликаций. А вот знаками индивидуальной проектировки сначала занимаются дизайнеры — они моделируют текст, рисунок и размеры металлической основы.
Эти основы изготовляют в цехе металлообработки — здесь работают слесари по металлу и сварщики.
Александр Седов с легкостью нарезает на большой промышленной гильотине металлические детали.
— У нас практически безотходное производство, — улыбается Александр Николаевич. -Вот видите — сейчас из пластины мы вырезали основу под треугольный знак, у нас остались обрезки. Из них делаем крепления — зачем добру пропадать?
— Недавно, — рассказывает начальник цеха Лидия Володина, — такие крепления стали мастерить с отверстиями не только для шурупов, но и для хомутов. Это удобно, например, для организаций, которые устанавливают где-то знак временно — потом его легко демонтировать.
А вот с основами знаков так не поэкспериментируешь, ведь у каждого есть свои стандартные размеры — их список висит в цехе на стене. Но мастера говорят, что все размеры давно помнят наизусть -рука сама отмеряет необходимое, все остальное сделают станки. В основном, в цехе изготавливают основы под знаки второго типоразмера — такие используют в черте города. Первый и третий — по просьбе заказчика. Знаки первого типоразмера обычно устанавливают в маленьких населенных пунктах, третьего — на трассах.
— Зимой мы, в основном, работаем про запас, — говорит Лидия Федоровна. — Знаки начинают ставить весной, поэтому после зимы на них будет большой спрос. Чтобы не заставлять заказчиков ждать, заполняем склады сейчас. А заказы индивидуальной проектировки выполняем, что называется, «с колес».
Например, совсем недавно подрядной организации, которая занимается строительством нового моста «Стрела», передали большие баннеры с изображением схемы проезда по путепроводу.
***
фото: Специалист по изготовлению дорожных знаков Елена Николаевна;«Металлист» Сергей Кузнецов за работой;Александр Седов всегда узнает знак, сделанный его руками;Лидия Володина: все по ГОСТу.