Дело шумное — мельничное…
Мельница Шадриных. Дата постройки -1908 год.
Одной из старейших тюменских мельниц, которой владело товарищество «Братья Шадрины», исполнилось 100 лет.
Хотя пятиэтажное здание строили в 1908 году, в мельницу оно превратилось только в 1910-м, отсюда и юбилей.
А началось все с купца Николая Петровича Тартаковского, которому пришло в голову на берегу тюменской речки Бабарынка вырубить часть Монастырской рощи и построить большой комплекс, включавший в себя несколько зданий: скотоферму и завод по производству спирта. Последний, по тогдашней моде, был выстроен в английском стиле — пятиэтажным. Говорят, что для лучшей устойчивости в растворе, которым скрепляли кирпичи, использовали яичный желток. Может, поэтому столетнее здание до сих пор не требует существенной реконструкции или перезаливки фундамента?
Просуществовало дело Тартаковского недолго. В некоторых источниках указывается, что спиртзавод оказался нерентабельным, но это не совсем так. Купеческое начинание, наверное, оказалось бы удачным, если бы в 1910 году не случился пожар, погубивший все постройки, кроме заводской.
«Сибирский листок» от 30 июня того года опубликовал информацию о том, что «около 11 часов ночи 25 июня от неизвестной причины загорелся винокуренный завод Н.П. Тартаковского и Ко, находящийся за Тюменкой; огонь показался в центральном здании, в машинном отделении. <...> Через 20-25 минут все здание превратилось в огромный костер, к которому не было возможности приступить; погода была тихая, и здание горело «как свеча». <.> Все усилия пожарных команд были направлены к отстаиванию здания, где хранился спирт. На заводе сгорело до 500 ведер спирта, бывшего в подвальном этаже».
Николай Петрович был человеком дальновидным, а потому заранее свое детище застраховал в обществе «Якорь» на 35 тысяч рублей. Но, получив компенсацию, не стал отстраивать комплекс заново, а попросту продал единственное сохранившееся здание братьям Федору и Александру Шадриным — известным тюменским мельникам.
… Надо сказать, что больше ста лет назад тюменцы для производства муки обходились мелкими ветряными мельницами. Только в начале XX века в городе появилось несколько механизированных мельниц: купца Жернакова — на улице Ишимской (сегодня — Орджоникидзе), купчихи Гусевой — на нынешней Холодильной, Текутьева — на южной окраине города, и, наконец, братьев Шадриных — на реке Бабарынка (сегодня — улица Мельзаводская).
Дело было выгодным. Если маленькая деревенская мельница производила не более 10-15 пудов муки в сутки, то крупное мукомольное предприятие перерабатывало ежедневно до семи тысяч пудов зерна (примерно 112 тысяч килограммов).
Самая крупная из городских мельниц принадлежала купцу Текутьеву, который, кроме прочего, занимался и продажей хлеба. К сожалению, здание его мельницы не сохранилось. Но зато шадринская стоит прочно.
Она была оснащена паровым двигателем в 160 лошадиных сил, оборудование работало и российское, и зарубежное: для размола использовались вальцевые станки, продукты дробления зерна просеивались на рассевах. Говорят, оборудование издавало сильный шум. Видимо, это объясняет поговорку: «Богат мельник шумом».
Поскольку мельница была пятиэтажной, полуфабрикаты из одного цеха в другой перевозились в тележках-самотасках. На фабрике работало около сотни рабочих, но требовалось больше. Проблема кадров объяснялась просто: в Тюмени было нелегко найти специалистов, что могли управляться со сложной по тогдашним меркам техникой. Неизвестно, обучали ли мастера мельницы новичков, но, учитывая, что предприятие Шадриных проработало не менее десяти лет, такое можно предположить.
В 1920 году предприятие национализировали. Двадцать лет спустя производство электрифицировали. А в 1961-м приняли решение о реконструкции предприятия: грубый обойный помол уже не удовлетворял гастрономические запросы тюменцев. Мука стала более качественной.
В 1972 году предприятие получило название Тюменского мелькомбината, в это же время был построен завод по производству комбикормов — того требовала животноводческая отрасль. Так как необходимо было обеспечивать мукой северные города, в 1984 году начали реконструкцию комбината и строительство новой мельницы, которые закончили в 1990-м. Кроме того, были запущены новый элеватор, построены котельная и точка выгрузки. Таким образом, Шадринская мельница использовалась по своему прямому назначению до 1990 года. После этого оказалась в запустении, хотя по-прежнему числилась за мелькомбинатом.
Когда в 2006 году сотрудники ООО «Бенат» взяли мельницу под свою опеку и приступили к реконструкции внутренних помещений, здание встретило их изношенными пролетами лестниц и разрушенными перекрытиями между этажами. На реконструкцию ушло почти два года: в 2008-м «Бенат» приспособил здание под офисы.
И оно заработало по изначальному — винокуренному — назначению, которое определил его первый владелец Николай Тартаковский.
Авторы рубрики благодарят за помощь в сборе материала Анну Клепикову, специалиста по рекламе ООО «Бенат» и сотрудников ОАО «Тюменского комбината хлебопродуктов».
***
фото: Здание мельницы сегодня;Тартаковский с дочерьми (фото начала XX века);Так выглядели помещения мельницы в 2006 году;В цехе (фото середины прошлого века);Здание мельницы в 1908 году