В поиске настоящего цвета
Оказывается, даже у воздуха есть цвет. Его сложно заметить, еще сложнее — передать на бумаге.
У художников-профессионалов глаз уже наметан, а новички оттенков не замечают, они только учатся этому. Долго всматриваются вдаль, в палитре смешивают разные цвета, экспериментируют.
— Здесь нет белой краски, как же мне разукрасить стены монастыря? Они же белые… — скромно спрашивает девушка.
— Видишь, как падает тень? Попробуй смешать черный, синий и. пожалуй, фиолетовый, — отвечает ей Юлия Белова.
Она ловко смешивает на огрызке альбомного листа три цвета и осторожно наносит на холст. Полупрозрачная акварель впитывается в бумагу, и — о, маленькое чудо — у храма появляются стены.
Юлия — преподаватель курсов изобразительного искусства в центре «Romantic Art». Курсы открылись в марте и оказались очень популярны. Сюда записываются школьники, студенты технических вузов, семейные люди и даже пенсионеры. В субботу и я пришла на пленэр к Свято-Троицкому монастырю.
— Мы для вас тоже принесли мольберт. Устраивайтесь удобнее, выбирайте ракурс, материал! — приветствует меня Юля.
Я растерянно смотрю по сторонам, знакомлюсь с ученицами. Девушки помогают установить треногу, закрепить лист бумаги на фанерной доске. Они делают это быстро и легко — на улицу с мольбертом выходят не в первый раз. Первые занятия проходили в стенах студии: начинающие художники рисовали геометрические фигуры, учились штриховать и смешивать цвета. А я уже и не помню, когда последний раз держала в руке карандаш.
— Вот тебе угольный карандаш для начала, — говорит Юля.
— Это нежный инструмент, им хорошо можно передать тени и детали. Растушевывай кисточкой или пальцем.
— Но я не умею! — вырвалось у меня.
— А ты сначала попробуй, — улыбнулась Юля. — Возьми видоискатель, посмотри по сторонам, найди хорошую картинку.
Видоискатель — это обычная бумажная рамка. Я решила изобразить жилой массив Заречных микрорайонов: жилые и еще недостроенные многоэтажки выглядывают из-за кудрявых зеленых деревьев. Однако немного погодя поняла, что простых пейзажей не бывает.
Впрочем, управилась я быстро, минут за 20. Юля меня, конечно, похвалила. Не за мастерство и красоту, а за… смелость.
— Когда мы с учениками первый раз выходим на пленэр, многие просто впадают в ступор. Не знают, с чего начать, боятся испортить белый лист, нервничают. Потом уже чувствуют себя увереннее. Кстати, не забудьте оставить подпись в правом углу! Так делают настоящие художники, — посоветовала Белова.
Такая уж у нее политика: рисунки называет картинами, учеников — художниками. В студии Юлия устраивает выставки, обсуждает вместе со всеми ошибки и удачные ракурсы. Она знает, что для многих рисование — лишь хобби. Но все равно относится ко всем серьезно. Кто знает, во что выльется обычное увлечение!
— Но что мешает вам просто выйти на улицу в выходной день со своим листком бумаги и рисовать? — спрашиваю я у остальных.
— Куча отговорок всегда найдется. А это все-таки урок, дисциплина, — отвечает Наталья Киндрук.
Она записалась в студию два месяца назад и пока не пропустила ни одного занятия. Рисовать любила всегда, но не хватало наставника и коллектива. А вообще-то Наталья — переводчик в одной из авиакомпаний. Работа кропотливая, но тоже творческая. Ее даже можно сравнить с рисованием, считает Наталья.
— Художник тоже по-своему интерпретирует увиденное. Я красками перевожу пейзаж на бумагу, переживаю его, проношу через себя.
Именно поэтому у каждого художника получается свой рисунок, не похожий на другие. Даже если все рисуют один и тот же пейзаж при одном и том же свете. Еще и поэтому так интересно работать в коллективе: изредка посматривать, что получилось у соседа.
Особенно заманчиво глянуть через плечо преподавателя. Юлия рисует монастырь. Смотрит на него, прищурившись: золотые купола ярко сверкают на солнце. Что самое интересное, они и на бумаге сверкают и переливаются. А голубое небо кажется совсем прозрачным.
— Ой, девочки, урок закончился, а я только втянулась! Может быть, еще порисуем? — спрашивает Юлия.
— Да! — в один голос отвечают девушки.
Правда, кто-то все-таки потихоньку собирает вещи: надо еще с ребенком почитать книгу и приготовить ужин. А кому-то самое время готовиться к вступительным экзаменам.
Через неделю начинающие художники выберут уже другое место встречи. И так же молча и сосредоточенно будут рассматривать предметы, смешивать краски. Природа меняется, и мы меняемся вместе с ней.
— Потом достаешь старые рисунки и понимаешь, как изменился твой взгляд на мир, как изменился ты сам. Поэтому свои старые работы не выбрасываю, храню в папке, — улыбается Юлия.
***
фото: Юлия Белова;Через видоискатель;Юлия Будяк;Наталья Киндрук.