X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

О тех, кто собирает досье на подземные воды

В нашей области -чистые подземные воды, и их достаточно для нужд населения, уверены специалисты компании «Тюменьгеомониторинг».

У гидрогеологов сейчас горячая пора. С прошлого года областное правительство предоставляет коммунальному хозяйству субсидии на оценку уровня подземных вод, и администрации городов и сел активно им и пользуются. Изучены Уватский, Ялуторовский, Абатский, Упоровский районы, этим летом обследуют Заводоуковский, Голышмановский, Омутинский.

… На одной из четырех скважин Южного водозабора (Заводоуковский район) Андрей Ефремкин и Сергей Усов измеряют уровень подземных вод. Андрей Алексеевич опускает в перекрытую скважину электронный уровнемер до тех пор, пока не услышит писк прибора и не увидит загоревшейся лампочки — значит, прибор достиг воды. Впереди несколько часов измерений.

Усов включает насос, вода уходит по шлангу в траву, а Ефремкин спустя минуты измеряет, как поменялся уровень. Сначала замеры — ежеминутные, затем интервал растягивается, достигает часа… Цель — определить, спустя какое время уровень перестанет меняться.

Дальше к полученным данным гидрогеологи применяют известные им формулы — и рассчитывают уровень подземных вод для каждой конкретной скважины с гарантией на 25 лет.

— Не было ни одного случая, -говорит заместитель директора Вера Мусиенко, — чтобы обследованные нами скважины давали меньше воды, чем того требует потребление.

Например, в Тюменском районе берут 108 тысяч кубометров в сутки, при прогнозных ресурсах в 180 тысяч. Велижанский водозабор работает в треть своих сил, притом, что неподалеку есть еще три перспективных участка, благодаря которым водозабор сможет отдавать до 500 тысяч кубометров живительной влаги в сутки.

— Мы как гидрогеологи, конечно, хотели бы, чтобы питьевая вода добывалась из-под земли, -говорит заместитель начальника отдела государственного мониторинга состояния недр Галина Поветкина. — Этот источник надежнее, вода из него чище.

Чего не скажешь о поверхностных водах. Их изучают наравне с почвой и снегом, на четырех полигонах в районах с высокой техногенной нагрузкой.

— Это необходимо, чтобы предотвратить загрязнение питьевого горизонта, который питается, в том числе, за счет грунтовых вод, — объясняет Галина Поветкина. Хотя проникновение их под землю занимает до пяти лет, важно не пропустить, когда ситуация станет критической.

Галина Анатольевна показывает слайды с картами разных частей Тюмени. Территории за мостом на улице Мельникайте, районы улиц Ставропольской и Ветеранов Труда отмечены значками никеля и свинца.

— В качестве эксперимента в 2008 году мы взяли для пробы свежевыпавший снег на Тура-Тавдинском полигоне (Тюменский район), — рассказывает Ольга Лаврентьева, ведущий специалист отдела мониторинга. — Даже в нем нашлись свинец и хром. С этого года начнем сравнивать показатели с новым экологическим полигоном в Нижнетавдинском районе, где нет транспорта, какой-либо человеческой деятельности. Первые результаты получим в сентябре.

Другое направление работы компании — наблюдение за уровнем поверхностных вод. В одном из кабинетов на стене висит карта, где цветами выделены участки с высоким риском подтопления. Это 70 процентов территории области. Однако тюменцы в последнее время сталкиваются с риском не подтопления, а засухи. Почему?

— Действительно, — говорит Галина Поветкина, — пару лет назад к нам обратились федеральные службы с заданием оценить, нет ли угрозы нарушения питьевого водоснабжения в Ишимском, Тюменском районах — тогда пересыхали колодцы, водоемы. Исследования показали, что такой опасности нет.

На уровень грунтовых вод оказывают влияние количество осадков, деятельность человека (жилищное строительство за счет вбитых свай и отсыпки автоматически повышает уровень воды в округе). Но главное — изменение глубины залегания грунтовых вод носит цикличный характер.

— В 2002-2003 годах подвалы затапливались даже в городе, — вспоминает Поветкина. — С тех пор — вплоть до прошлого года — мы наблюдали последовательное понижение воды. В 2011-м вновь началось повышение — в первую очередь, это заметно в низинах и поймах. На тех территориях, где воды залегают глубже, этого пока не наблюдается, но уровень обязательно среагирует. В ближайшее время вместо угрозы засухи вновь возникнет опасность подтопления.

Для дачников это означает, что такая ценная для них влага вернется в колодцы и скважины. Однако не стоит удивляться, если в вашем водозаборном устройстве сухо, как в пустыне. Специалисты говорят, что, прежде чем буриться в землю, неплохо бы провести предварительное исследование.

— Везде по Тюменской области вода залегает на разной глубине, — говорит Галина Поветкина. — Частник может бурить и бурить землю, пока не достигнет питьевого горизонта. Там вода, конечно, будет. Но пользование недрами предполагает обязательное лицензирование, а это совсем другой уровень ответственности.

Жителям, которые намерены устанавливать на своих участках водозаборные устройства, гидрогеологи могут предоставить общую информацию по районам или пробурить пробные скважины.

… Спустя несколько часов Андрей Ефремкин и Сергей Усов заканчивают работу. Напор из скважины не убавился. Где-то под землей, на 60-метровой глубине, выросла компенсационная воронка.

— Эта скважина — хорошая, -одобрительно говорит Ефремкин.

— Используют ее постоянно, поэтому она не заиливается, как бывает в маленьких деревнях или на неработающих предприятиях.

Возможности коммерческих скважин гидрогеологи тоже оценивают, но сейчас все силы брошены на государственный заказ. Успеют ли обследовать все запланированные в этом сезоне объекты?

— Должны успеть! — коротко подытожил Андрей Алексеевич.

***
фото: Андрей Ефремкин и Сергей Усов измеряют мощность насоса (и это только малая толика их повседневной работы).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта