Кто последний в первый класс?
Ежегодно на родителей будущих школьников нападает «первоклассный» ажиотаж. Он начинается в апреле, когда директора школ формируют примерные списки будущих первоклашек, а к концу августа достигает апогея.
Конечно, временному помешательству можно найти оправдание. От начальной школы зависит многое: любовь к учебе, усидчивость, внимательность, аккуратность — эти качества нужно привить ребенку в младших классах, иначе будет поздно. Вот только правильно ли мы поступаем, стараясь запихнуть чадо в «популярную» школу и игнорируя общеобразовательное учреждение рядом с домом?
В феврале этого года Министерство образования и науки России издало приказ N 107. Он гласит, что в первую очередь директора должны зачислять детей, проживающих на закрепленной за школой территории. Ребят с чужих участков можно брать только в том случае, если для них останется место. Подчиняться правилу обязаны все общеобразовательные учреждения, даже носящие название « гимназия» или «лицей». В нашем городе на законных основаниях не имеют своих «обязательных» школьников только гимназии N 5 и N 21. На фоне такого решения бои родителей за детское «место под солнцем» стали еще ожесточеннее.
Поэтому директор областного департамента науки и образования Алексей Райдер в понедельник на пресс-конференции, посвященной началу нового учебного года, не мог обойти этот вопрос стороной.
— Приказ N 107 дает возможность каждому ребенку посещать школу, расположенную близко от дома, — пояснил он. — Конечно, родители имеют право самостоятельно решать, в какое общеобразовательное учреждение ходить их детям, исходя из своих представлений о том, что для них лучше. Но давайте не будем забывать: в ответственном социальном государстве свобода одного гражданина заканчивается там, где начинается свобода другого!
По данным областного департамента образования и науки, в этом учебном году школы готовы предоставить 180 тысяч мест, а учеников на них претендует всего 146 тысяч. Казалось бы, зачем толкаться локтями? Нет, есть еще в Тюмени районы, где из-за густонаселенности в школах может не хватить парт даже местным жителям. Но там (например, в Заречном, Восточном и Тюменском микрорайонах) новые храмы знаний уже строятся, и проблема будет решена. В большинстве же случаев, если мамы и папы не хотят вести своего первоклассника в ближайшую школу, виной тому не низкий уровень преподавания в ней, а… мода.
— На самом деле, во всех школах Тюмени преподают профессиональные педагоги, и качество их работы постоянно подвергается проверкам, — убежден Алексей Райдер. — Если мы посмотрим на средний балл, получившийся по результатам единого государственного экзамена, то увидим: у учеников разных школ он отличается очень незначительно. Выпускники профильных школ сдают предмет, который изучали углубленно, на дюжину баллов лучше, чем ребята из школ общеобразовательных. Достаточно ли серьезная разница, чтобы обращать на нее внимание? Ответ однозначный — нет!
Более того, по мнению чиновника, излишняя ретивость родителей в выборе школы «посложнее» и « попрестижнее» может даже навредить ребенку.
— В последнее время популярно отдавать детей в профильные учреждения, — говорит он. — Например, мама считает, что сын имеет склонность к изучению английского языка. Но иностранные языки — это область филологии. Значит, он должен и по русскому языку с литературой получать пятерки. Так имеет сын склонность к языкам или маме просто хочется, чтобы имел? Будет ли он счастлив, попав в среду, где этот язык изучают с утра до вечера? Где в старших классах его начнут вводить в общеобразовательные дисциплины? Нужно понимать, что, давая ребенку излишнюю нагрузку, мы мешаем ему гармонично развиваться. Нельзя, чтобы кто-нибудь из родителей в этом плане «заигрался».
… Впрочем, поклонники элитных школ могут столкнуться и с другой проблемой: не за каждой громкой вывеской скрывается тот смысл, который хочется в ней разглядеть.
— Я постараюсь выражаться мягче, но… — говорит Алексей Райдер. — Некоторые учреждения повышенного статуса потеряли образовательный компонент собственного профиля деятельности. Если брать классическую терминологию, то гимназия — это учреждение, делающее упор на гуманитарные дисциплины, а лицей должен иметь естественнонаучный профиль. Но в Тюмени можно найти заведения, которые называются гимназиями и при этом предлагают углубленное изучение физики и математики. В одно время было модно называться «гимназия», это привлекало родителей, вот они и. назвались. Те же, кто должен углублено давать гуманитарные предметы, вовсю начинают пускать пыль в глаза: «эстетический профиль», «культурная направленность». Чего мы только ни даем детям! Зато забываем преподать основы гимназического образования.
По мнению Алексея Райдера, правильно было бы возвратить общеобразовательные школы, имеющие профильные классы.
— Вспомните, как было раньше. Если кто-то хотел научить ребенка математике, он шел в седьмую школу, — говорит он. — Мы сегодня прикладываем много сил, чтобы возвратиться к правильному пониманию того, как должно выглядеть гимназическое или лицейское образование. Надеюсь, что одним из результатов этой работы станет возрождение углубленного изучения дисциплин в общеобразовательных школах. Если городское педагогическое сообщество сможет с этим справиться, то ряд учреждений будет проходить перепрофилирование и создавать у себя уклон в изучение какой-либо дисциплины. Возможно, это частично решит и проблему с выбором школы, которой так тяготятся родители.
… Сложно не соблазниться, когда пройдешься по коридорам, скажем, школы N 70 — одной из самых популярных в Тюмени. Или услышишь по телевизору о выпускниках какой-нибудь гимназии, блеснувших, например, на городской олимпиаде. Но в конечном итоге знания — это не отметки и грамоты. Это информация, которая улеглась в голове так хорошо и уютно, что ею можно воспользоваться в любой момент, не особенно напрягая память.
А чтобы знания стали естественными и родными, родными должны стать кабинеты, шумные одноклассники, учителя. И сама школа.