Тюменские художники выходят на улицу
Молодые художники Тюмени требуют независимости. Они не стремятся вступить в свой творческий Союз, они выносят картины на улицы, выставляются в недостроенных домах и бизнес-центрах. Что это — сознательный бунт или крик о помощи?
Все началось с выставки-пленэра «Все в сад», которая состоялась осенью прошлого года в Загородном саду. В этом проекте приняли участие полтора десятка художников Тюмени и других городов. Зрителей тоже оказалось немало — все-таки это почти центр города.
Успешный проект имел продолжение: молодые авторы еще раз встретились в недостроенном бизнес-центре «Нобель парк» на зимней выставке «Точка сборки». И снова — успех. Пора создавать свое сообщество, — решили живописцы.
Так, в феврале 2012 года появляется первое в Тюмени молодежное творческое объединение художников «Просвет». Официально в него входят шесть молодых живописцев, однако единомышленников у этого движения гораздо больше. Этим летом они своими силами организовали выставку «У воды» на набережной, а после пригласили нас в новостройку района «Европейский», где организовали экспозицию «Хикли».
— Наша цель — разнообразить культурную жизнь Тюмени, порадовать глаз прохожих. В музеи ходить не принято, зато на улицах народу всегда много, — говорит художник-иллюстратор Мария Волкова.
Она — самый активный участник объединения, генератор идей и главный организатор выставок. По ее словам, «Просвет» уже зарекомендовал себя среди мастеров и профессионалов города. Именитые художники интересуется их деятельностью, даже участвуют в некоторых проектах. Кроме того, предлагают объединиться с Союзом художников. Однако такой цели молодые живописцы не преследуют.
— А зачем? Мы и сами можем за себя постоять, — утверждает Мария.
Тем временем их старшие коллеги скептически отзываются о таком решении. Организуют выставки — молодцы, приучают народ к культуре — прекрасно. Но какова цель амбициозной молодежи? Со стороны все это напоминает детские игры в песочнице. Побаловались и разошлись.
— Сознательный уход этих ребят на улицу вполне объясним. Молодому художнику сей час просто негде выставлять свои картины. Есть галереи, есть музей изобразительных искусств. Но они не выполняют своих функций, не работают с художниками. Главный проект года — выставка движущихся восковых фигур в музее ИЗО… Это шоу, а не искусство, -говорит Геннадий Вершинин, вице-президент Союза дизайнеров России, директор Тюменского института дизайна.
Такое положение дел расстраивает Геннадия Васильевича. Ведь Тюмень — один из самых благополучных городов России с точки зрения социально-экономического развития. Однако культурная жизнь не развивается, художникам сложно продавать свои картины, зарабатывать на жизнь искусством. Некоторые из учеников Вершинина уехали в Италию, Финляндию, кто-то осел в Санкт-Петербурге. Там их имена узнаваемы, они участвуют в международных выставках и имеют успех. Тюменцы же вынуждены выполнять коммерческие заказы. Искусство уходит на второй план, или на улицы города.
— Я считаю, что вся проблема исходит от политики муниципальных властей. Департамент культуры организует массовые мероприятия в честь городских праздников, но живописью никто не занимается. Вот, например, провинциальный городок Ювяскюля в Финляндии. Он не намного больше Тюмени — всего 700 тысяч жителей. Власти города вплотную занялись развитием живописи. Там открыто 28 музеев современного искусства! Есть и другая тенденция — в провинциальных городах Европы картины выставляются в мэриях и других госучреждениях. Но у нас между чиновниками и культурой нет точек соприкосновения, — считает Геннадий Вершинин.
Но в нашем городе появилась другая традиция. Наших художников поддерживают бизнесмены. Предприниматели спонсируют некоторые проекты объединения «Просвет», предоставляют свои площадки. Но все ли бизнесмены так хорошо разбираются в искусстве?
— Тюмень — удивительный город. Уровень культуры не высок, зато экономика развивается. Но большинство людей, которые имеют деньги, вкладываются в самодеятельность, — говорит Александр Новик, председатель Союза художников Тюменской области.
Вот, например, недавно я побывала на выставке новомодного художника Игоря Рязанцева, которая состоялась в отеле «Ремезов». Рязанцев знаменит своей необычной техникой письма. Он выдавливает на холст краску из шприца, называет это филумизмом — новым течением в живописи. Необычно и любопытно выглядят его картины. И стоимость у них совсем не скромная — от 100 тысяч рублей.
— Ага, я видел его по «ящику». Покупают картины — ну и прекрасно! Ярко, блестит, значит, надо тащить в гнездо. Он запатентовал свою технологию, и все «ведутся». Хотя, хочу я вам сказать, ничего нового он не придумал. Дали тоже стрелял из ружья тюбиками в холст, — комментирует художник Сергей Шаповал.
Он плотно общается с объединением «Просвет», активно участвует в проектах. По его мнению, среди молодых талантов есть немало ребят с хорошим вкусом и способностями. Но дальше набережной они никуда не выходят.
— В этом вся реальность — если ты не известен, то ты никому не нужен. А эти молодые художники еще не испорчены, не подавлены. Они верят в свою необходимость и состоятельность, — говорит Шаповал.
Может быть, в этом их сила и правда? Молодые художники не ждут одобрения сверху и не просят руки помощи. Но это не говорит о том, что помощь им вовсе не нужна.
***
фото: Зонтики как арт-объект;Анна Минская рисует;Случайные прохожие радовались выставке у воды;Мария Волкова;Мария Мощенская из группы «Просвет»