Пшеничный музей
В музее селекционера Владимира Новохатина новая экспозиция вырастает каждое лето.
32 делянки, 32 экспоната — это 32 сорта пшеницы, которые возделывались и возделываются на территории Тюменской области с 1929 года.
— Мы ведем наблюдение за пшеницей, используем старые сорта для селекции, — рассказывает Владимир Васильевич, зав. селекционным центром ЗауралНИИсхоза.
Частые гости выставки — и студенты сельскохозяйственной академии, и ученые со всей страны. Музейный сезон заканчивается -«экспонаты» убирают с поля.
Сначала старые, созданные еще в начале прошлого столетия. Затем современные и самые крепкие. Это знаменитый своей высокой урожайностью «Рикс», красноватый «Икар», раннеспелая «Казахстанская» пшеница. По словам Новохатина, «Казахстанскую» тоннами закупают итальянцы для производства макарон.
А скоро в музее появится еще один экспонат — новый сорт самого Владимира Новохатина «Тюмень-32». Эта селекция отправилась на государственные сортоиспытания.
180 лет назад селекции как таковой не существовало. Крестьяне просто наблюдали за сортами зерна и отбирали для посева самые урожайные.
Правда, такой метод не давал хороших результатов: в среднем убирали по 5-7 центнеров с гектара.
— Что посеешь, то и пожнешь, как говорится. По такому принципу и работали, — говорит Владимир Новохатин, заведующий селекционным центром НИИ сельского хозяйства Северного Зауралья.
Но все изменилось в начале XX века, когда к нам переехал один из ведущих агрономов страны -Николай Скалозубов. Его сразу же назначили главным агрономом Тобольской губернии, к его мнению прислушивались крестьяне и богатые люди.
Николай Лукич выделил для размножения и дальнейшего изучения лучшие линии пшеницы. К весне 1915 года на испытаниях находилось 700 образцов пшеницы и овса. Питомники размещались на площади более десяти гектаров!
— Вот известный на всю страну сорт яровой пшеницы «мильтурум 321» — его вывели из материала Тобольской губернии и курганской «красноколоски». Этот сорт занимал в Сибири, на Урале и в Европейской части СССР огромные площади. А это — пшеница «цезиум 111». Данный сорт стал лучшим по хлебопекарным качествам среди сортов яровой пшеницы в СССР и за рубежом, — Владимир Васильевич бережно берет в руку золотистые колоски.
Сейчас сорта, созданные Скало-зубовым, не возделываются на территории Тюменской области -урожайность маленькая, иммунитет у растений низкий. Однако это не просто экспонаты музея под открытым небом. Пшеницу Скалозубова активно используют при селекции новых сортов. Новохатин называет эти растения генофондом тюменского хлеба и золотым фондом нашей страны.
— История нашей сельскохозяйственной науки очень богата, и мы продолжаем развиваться. Вывозите за границу обувь, одежду, все что угодно. Но зерно ни одна таможня не пропустит, — повышая голос, продолжает ученый.
Мы идем дальше вдоль ровных делянок. Колоски становятся все выше, красивее, крепче — перед нами современные сорта. Среди них есть пшеница, выведенная в Кургане, Новосибирске, Омске, Красноуфимске, Казахстане и в нашем институте. И каждый сорт — лучше предыдущего.
— Вот и сравните. В прошлом веке по пять-семь центнеров с гектара получали, а у нас есть сорта с урожайностью 40-60 центнеров! Конечно, в этом году такого успеха не будет, жаркое лето было, засушливое. Средняя урожайность по области составит примерно 20-25 центнеров с гектара. На Алтае, в Кургане и Челябинске вообще все погорело, -говорит Новохатин.
Он рассказывает нам истории происхождения всех 32-х сортов, говорит медленно, смакуя каждую деталь. Окидывает взглядом большие площади музея. Ученые уже потихоньку убирают урожай, далеко в поле работает техника.
— Люблю стоять в поле. Пшеница шелестит, будто разговаривает со мной. А уборку урожая я не люблю. Ведь это все мое, родное, я это создавал годами. -почти шепотом сказал Владимир Васильевич.
***
фото: Владимир Новохатин в музее пшеницы.