X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Ценность неродного языка

На днях состоялось первое в этом году тестирование по русскому языку для иностранных граждан, лиц без гражданства и трудовых мигрантов.

Тестирование проходило в два этапа: первыми в аудиторию ТюмГУ зашли те, кто планирует не просто годик-другой поработать в России, а остаться здесь и получить гражданство.

— Для этой категории экзаменующихся составлены более сложные тесты, — рассказывает Елена Туманова, руководитель центра адаптационных практик и тестирования при институте гуманитарных наук ТюмГУ. — Требования к знанию русского языка для тех, кто хотел бы получить российское гражданство, довольно высокие. Устно и письменно они должны излагать свои мысли почти на уровне носителей языка.

Для ответа на вопросы, входящие в пять разделов (только в лексико-грамматическом их более ста), отводится четыре часа. Но были те, кто быстро справился с испытанием и уже через час сдавал листочки.

— Задания вовсе не трудные, -говорили те, кто первыми выходили из аудитории. И с видимым удовольствием, подчеркивая преимущество над теми, кто еще корпел над заданиями, добавляли:

— Все просто. Для тех, кто хорошо знает русский!

А в ожидании своей очереди в коридоре томились те, кто пришел сдавать тесты на знание русского языка, чтобы получить право на работу. Трудовых мигрантов пришло пятеро: три гражданина Кыргызстана и два — из Азербайджана.

35-летний Алишер приехал в Тюмень из города Ош. Там у него осталось трое детей, самый старший учится в третьем классе. Жена, признался Алишер, долго не отпускала его в Россию — вдруг останется в дальних краях, не вернется? Но работы в Оше почти нет.

— Семью, конечно, прокормить можно, дети с голоду не умрут, -рассказывает Алишер. — Но хочется не только кушать, но и чтобы было свое хозяйство. У нас столько денег не заработаешь. А в России поживешь годик-другой — и можно возвращаться, свой дом строить.

В Тюмени Алишер устроился на хлебное место — поваром в одном из кафе. Почти всю зарплату отсылает домой, на жизнь оставляет себе около пяти тысяч рублей. Этого хватает, тем более, что за жилье платить не надо — остановился у двоюродной сестры, которая и открыла кафе, где он трудится.

— Скажите, а зачем нужен такой экзамен? — с недоумением спрашивает Алишер. — На работе мы друг друга и так хорошо понимаем.

Галя Безбородова

В тесном семейном кругу, где он крутится с утра до ночи, русский язык ему, действительно, почти не нужен. Хотя ему повезло больше, чем многим другим его соотечественникам. Он рос в городе, где традиционно проживало много русских (хотя сейчас, говорит мой новый знакомый, стало намного меньше), ходил вместе с их ребятишками в детский сад, учился в русской школе.

— Я песни на русском еще помню. Хотите спою «В лесу родилась елочка»? — предлагает Алишер.

Устная речь на неродном языке, признался он, дается ему легче, чем письменная. Чтобы работать на кухне, минимума, которым он владеет, вполне достаточно. Ведь жить он в России не собирается. Дома лучше. Их семье уже и семь соток земли выделили — для строительства дома.

— Будет у нас дом в восемь комнат, сад, огород, виноградник… -мечтает Алишер. — Надо только немного потерпеть.

… В понедельник комиссия подвела итоги первого в этом году тестирования. Среди тех, кто сдавал экзамен для получения гражданства России, несколько человек «срезалось». Зато все трудовые мигранты со своими заданиями справились успешно. И Алишер, в том числе.

***
фото: Руслан и Архан перед экзаменом.;Алишер только что получил задание. Как мы теперь знаем, он с ним успешно справился.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта