X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Никто не должен быть забыт

Площадь Памяти в Тюмени обновляется к юбилею. В том числе заменят и мраморные плиты, на которых были высечены фамилии жителей города и его ближайших окрестностей. Те, кто не вернулся с полей сражений. В связи с этим городской совет ветеранов предпринял сплошную сверку текстов, которые в ближайшие дни предстоит снова вырезать на камне.

Честно говоря, эта работа требовалась давно. За годы в старых надписях было обнаружено большое количество ошибок. В том числе и в написании фамилий знаменитых полководцев. Более, информация на пилонах мемориала устарела. Она повторяла сведения 1994-1995 годов, когда вышел в свет первый — тюменский — том книги «Память», в котором были перечислены 5175 человек, не вернувшихся с войны. А ведь открывшиеся и продолжающие открываться военные архивы, ежегодные десанты поисковиков на места, где шли бои, исследования историков многое добавили к тому, что мы знали.

Работа предстояла непростая -сверить фамилии и даты. Проверить по документам и архивам сведения, которые принесли и приносят в совет ветеранов граждане, узнав, что обновляются списки на площади Памяти.

— Столько трогательного и волнующего в этих обращениях, -рассказывает сотрудница совета ветеранов Лилия Корепанова. -Вот, например, приходит мужчина и смущенно рассказывает, что он и не собирался к нам идти, что уже привык, что имени его погибшего на войне отца на площади Памяти нет. Но внук настоял, что это необходимо сделать…

Со своими находками пришли и ребята из областного поискового центра. Свыше двухсот фамилий, собранных поисковиками «в боях и походах». Сначала потребовалась чисто лингвистическая экспертиза. Списки погибших и пропавших без вести составляли во фронтовых условиях, практически на поле боя, в штабах военного времени. Списки переносили из документа в документ, которые потом переписывались… Кто скажет: есть ли такая фамилия «Борабанщиков» или это просто описка? Правильно ли писать — «Бодрызлов» и «Чихишев», если местное, тюменское начертание иное — Бадрызлов и Чикишев? Оставить ли обнаруженное в госпитальных документах «Шланаков» или вернуться к более правильному -Шлапаков? И что делать, если в архивном документе рукой писаря кудряво выведено «Скоробочатов», если в рукописном варианте буквы «г» и «ч» очень похожи? Исправить в списке «Подерин», как в справке, на «Падерин», как чаще всего встречается?

Иногда подстерегают неожиданности. Так с одним начертанием фамилии боец 95-й гвардейской стрелковой дивизии считается убитым в сентябре 1942 года и похороненным на Мамаевом кургане. Исправив, как положено, всего одну букву, узнаем, что он был только ранен, попал в госпиталь, признан ограниченно годным и вернулся в Тюмень, работал на одном из военных заводов.

Еще одна фамилия красноармейца, пропавшего без вести, вывела нас на малоизвестное воинское подразделение, которое воевало в Старорусском районе Ленинградской, по прежнему административному делению, области. В списках безвозвратных потерь этого подразделения мы обнаружили немало призванных с территории нынешней Тюменской области.

Пригодились и розыски, которые с 2009 по 2012 год проводились журналистами редакций газет тюменского юга в рамках проекта «Охота за тенью». Тогда мы пытались восстановить историю 229-й стрелковой дивизии и проследить судьбы ее пропавших без вести солдат. Теперь из числа тех, кто был направлен в 229-ю тюменским горвоенкоматом, в новом списке на площади Памяти появятся еще 28 фамилий.

По словам Лилии Корепановой, вчера, 25 марта, на 20.00 в списках, подготовленных для площади Памяти, было уже 6403 фамилии.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта