Как распробовать изюминку
Туристический потенциал регионов и изменение стратегии в новых экономических условиях обсуждали профессионалы туристического бизнеса в Москве, на первом конгрессе профессиональных и общественных объединений.
Наш регион представляла Наталия Чагина, директор компании «Трэвэл», председатель региональной ассоциации тюменских туристических организаций. По ее словам, отраслевой диалог с участием первых лиц Ростуризма и Министерства культуры был полезен обеим сторонам. Регионы рассказали о своих проблемах и были обрадованы тем, что федералы их понимают и кое в чем активно поддерживают.
— У федеральных чиновников достаточно реальное понимание ситуации на внутреннем туристическом рынке, — поделилась итогами конгресса Наталия Викторовна. — Одна из главных проблем -в регионах не хватает средств размещения именно эконом-плана, недорогих гостиниц, которые могли быть востребованы туристами в бюджетных турах. Наши сограждане, кто путешествует по стране, чаще всего пользуются 2-3-звездочными отелями, главное, чтобы они находились вблизи основных достопримечательностей.
Выступавший на конгрессе заместитель руководителя Ростуризма Роман Скорый отметил, что если в ближайшее время усилится туристический поток в регионы (о чем так мечтают местные власти), мест размещения не хватит никаких: ни дешевых, ни дорогих.
— Роман Скорый обращался именно к региональным властям, -пояснила Наталия Чагина. — Если вы хотите, чтобы к вам ехали люди, в местном бюджете должны быть выделены средства на развитие туристической инфраструктуры. Необходимо грамотно продвигать свой регион, его туристический потенциал.
Иностранные путешественники знают только Москву, Санкт-Петербург, в лучшем случае города Золотого кольца и Байкал, китайцы интересуются Дальним Востоком. Про наш Тобольский кремль, уверяет Наталия Викторовна, знают единицы. Как и про тысячи других прекрасных интересных мест на карте России.
В качестве антипримера Скорый рассказал, что видел в центре Москвы огромный баннер — «Приезжайте к нам в Москву!» На кого направлен этот плакат, за который уплачены огромные деньги? На москвича? На того, кто в столицу уже приехал? По мнению чиновника, это просто деньги на ветер. Иногда средства в бюджетах закладываются, согласился Роман Скорый, но что значит для продвижения региона миллион рублей? Это слишком маленькая сумма, отдачи не будет никакой.
— О стратегии продвижения региона мы начали говорить очень давно, — продолжает Наталия Викторовна. — Потенциальному туристу надо сначала показать, что у нас есть, какая изюминка, потом сформировать желание эту изюминку попробовать, а затем уже начать продавать туристический продукт. Без рекламы ничего не получится. Люди просто не знают, что у нас есть, чем мы богаты. Рассказывать о турресурсах территории — это задача власти, а продвигать турпродукт — задача коммерческих предприятий. В ближайшее время большое внимание станут уделять экотуризму, уже в следующем году 50 миллионов рублей выделят в виде грантов для развития этого направления. По моему мнению, в Тюменской области для этого достаточно большой потенциал.
По словам Наталии Чагиной, ситуация по регионам с внутренним туризмом у всех примерно одинаковая, за исключением столиц. А потому на конгрессе состоялся разговор и о том, что необходимо выделять города и территории опережающего туристического развития. Пока эта идея в разработке, но очевидно, что попавшие в зону особого внимания территории будут получать дополнительное финансирование на развитие туристической инфраструктуры.
Решали на форуме специалисты и свои, сугубо отраслевые проблемы, хотя любой внутрипрофессиональный вопрос в турбизнесе, как правило, имеет отношение непосредственно к потребителю, то есть к нам.
Так, принято решение о создании реестра турагентств, скорее всего, на сайте организации «Тур-помощь». Каждый желающий сможет проверить информацию по турагентству, с которым намерен заключить договор. Чтобы войти в этот реестр, турфирма или индивидуальный предприниматель должны пройти некий фильтр по разным критериям. В том числе состав и квалификация сотрудников, профессиональные достижения. Аксакалы бизнеса очень рассчитывают на то, что эти действия перекроют кислород одноразовым агентствам и агентам, которые мошенническими действиями подрывают репутацию всей отрасли.
Порадовало специалистов, что внесена поправка в проект закона, отменяющая уравниловку между операторами, работающими на дорогих направлениях — Турция, Мальдивы и тому подобное, и местными операторами, которые формируют малобюджетные туры, например, в Казахстан, Белоруссию. Это тоже выездной международный туризм, но стоимость продукта гораздо ниже, а фингарантию приходится платить наравне с крупными игроками.
— Мы выступали с этой поправкой, согласно которой фингарантия для небольших фирм будет 10 миллионов рублей, а не 30, -сообщила Наталия Викторовна, -и замечательно, что нас услышали.
Профессионалы туристического бизнеса даже в сложной экономической ситуации не опускают руки. Тягу к путешествиям, считают они, вполне можно утолить и у себя на родине. Чтобы увидеть что-то особенное, не обязательно уезжать за тридевять земель. А заграница для тюменцев начинается почти за околицей, ведь даже соседний Казахстан нами почти не изучен.
***
фото: Участник популярного у туристов фестиваля «Абалакское поле».