Вот и свела судьба нас
Строку из песни, надолго пережившей свое время, посчитаю магической для моего сиюминутного отклика на премьеру. И, при всей краткости, многослойной, как сам фильм.
Поблагодарим непредсказуемую телезрительскую судьбу, что свела нас этой зимой со столь интересной картиной. Волнующей и берущей за живое. Построенной на биографии талантливого и неоднозначного человека, выбравшего свой путь в условиях, когда проще и безопаснее было ходить строем. С лентой острой, конфликтной, но и… прелестной, прежде всего в тех эпизодах, когда звучат песни Валерия Ободзинского. Певца, которого мы слушали, гонялись за его пластинками. И мало что понимали в происходящем: обладатель чарующего тенора то появлялся на черно-белых телеэкранах, то исчезал. А потом пропал, обнаружившись уже в новом времени — постаревший, сильно изменившийся, но сохранивший свой голос.
Наверное, этот сериал должен был появиться неминуемо. Мимо такой пронзительной человеческой истории, по-своему счастливой и драматической, нельзя было пройти. И появилась такая вот картина-биография, пусть и с долей вымысла, о чем нас предупреждают в титрах.
Не хочу выглядеть этаким добрым дядюшкой, рассыпающим розы похвал. Ничего служебного, а только личное. В своем маленьком домашнем кругу мы посмотрели эти восемь серий на одном дыхании, увлеченные действием. И сопереживающие — сюжетные перипетии высекают искру.
Судьба свела простого одесского мальчика (родившегося в пылающем 1942-м) с песней, музыкой. С той поистине волшебной, но и жестокой стихией творчества, где ему, не имевшему даже начального музыкального образования, пришлось и барахтаться, и выплывать, сражаясь за мечту. И даже наступать на горло собственной гордости — это я о тех сценах, где Ободзинский ради работы в столичном оркестре Олега Лундстрема нанимает педагога детской музшколы. Герой превращается в прилежного ученика…
Он победит. И получит работу в оркестре. А потом и приз на фестивале в Болгарии за песню «Луна на солнечном берегу». И находит соавтора и друга в лице поэта- песенника Онегина Гаджикасимова. Уроженец Баку и выпускник Литинститута, тот напишет для Ободзинского много замечательных песен. (Позже, под гнетом постоянного давления, уже безработный и разочарованный в мирской жизни, Гаджикасимов примет монашество под именем Силуан).
… Был только один изъян, сугубо идеологический, за который и ухватились партийные чиновники. Поет-де этот одесский соловей не по-советски, а на «западный манер». Да и песни какие-то странные — сплошь про нежные чувства!
В уста еще одного реального персонажа — гендиректора ТАСС Лапина — создатели фильма вложили шоковой вывод об истинном смысле «Восточной песни», написанной Гаджикасимовым. Точнее, о крохотном ее отрывке: «В каждой строчке только точки после буквы «л»… Не намек ли это на Ленина, не осквернение ли самого святого?
Певец и поэт попадают в опалу. И это только первый круг ада, который им предстоит пройти.
… Впрочем, главным недругом Валерия Владимировича был. он сам. А вовсе не вымышленный персонаж — неудавшийся певец, да еще любовный соперник — секретарь парткома Росконцерта (актер Кирилл Сафонов). На протяжении фильма судьба сталкивает их со зловещим постоянством.
Но все-таки Ободзинский был успешнее многих других эстрадных артистов: полные залы, толпы поклонниц, невероятные по советскому времени тиражи грампластинок. И хоть не разбогател (такого просто быть не могло), но и жил неплохо по меркам того времени. Внутренний враг, однако, не дремал: певец «подсел» на успокоительные таблетки и алкоголь. Тут сценаристы ничего не придумали. Как и его биографию 90-х годов, где было сначала затворничество в роли сторожа на маленькой галстучной фабрике.
Он вернется к творчеству с помощью доброй и красивой женщины, былой поклонницы, сохранившей любовь к нему. Ее, Анну Есенину, реального человека, тонко, изящно играет актриса Мириам Сехон (ее вы можете вспомнить по роли Землячки в фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар»).
За что упрекну авторов, так это за уродливый грим пожилого Ободзинского. Есть накладки и в некоторых сценах. Так, в Кургане, пребывая еще в расцвете сил, певец приходит на стадион, великодушно отданный под концерт первым секретарем обкома партии. Такой роскошной арены с большим электронным табло просто не могло быть тогда в этом городе. И уж вовсе мелочью посчитаю появление в кадре «газели» из гораздо более поздних времен. Сериалы снимают быстро, да еще и экономят на каждом шагу — так что на иные моменты закроем глаза.
Зато старается изо всех сил мощный актерский ансамбль. Где хорош исполнитель главной роли, почти не знакомый мне ранее питерский актер Алексей Барабаш. И фактурный, смуглый, как настоящий азербайджанец, Алексей Нестеренко в роли Гаджикасимова. И Евгения Брик как жена Ободзинского (в реальной жизни эта красивая актриса — супруга кинорежиссера Валерия Тодоровского)…
Аура фильма — это, конечно же, тщательно подобранные и оцифрованные саундтреки. Живой, неповторимый голос. Песни, возвращающие нас в дни молодости, в лучшие годы. Любовная лирика на все времена, для любой погоды дома и на улице — «льет ли теплый дождь, падает ли снег».
*Мини-сериал «Эти глаза напротив», Россия, 2016 (Первый канал). Режиссер Сергей Комаров. В ролях: Алексей Барабаш, Евгения Брик, Владимир Симонов и др.16+
***
фото: Алексей Барабаш в роли Валерия Ободзинского.