При всем честном народе…
Вряд ли найдется хоть один наркозависимый, который бы действительно не знал, что зелье медленно (в некоторых случаях — быстро) убивает его организм.
Но это знание не удерживает от очередной дозы. Так может, хоть перспектива попасть в глупую и постыдную ситуацию кого-нибудь отрезвит? Иногда именно перспектива выглядеть глупо и нелепо действует эффективнее всего.
На лекциях в школах и университетах врачи-наркологи постоянно рассказывают, какие дополнительные спецэффекты вызывает прием тех или иных веществ: от непреодолимого желания выйти в окно до галлюцинаций, из-за которых наркоман кидается с ножом на родную мать. Самыми неожиданными последствиями для психики славятся популярные нынче «соли» — коктейли из психотропных препаратов, точный состав которых чаще всего не известен даже продавцу, не то, что потребителю.
Например, в феврале в одном из офисных зданий на улице Республики работникам выпало сомнительное счастье лицезреть, как голый человек громит обстановку. Свидетели показали, что он долго метался, поранился осколками им же разбитого стекла и при этом все время повторял: «Заберите меня». Испуганные офисные сотрудники не решились помогать окровавленному мужчине и тревожной кнопкой вызвали охранников. Те, в свою очередь, позвонили в полицию. Пока ждали скорую, пришлось мужчину обездвижить — он пытался навредить самому себе. Многие из офисных работников посчитали, что на поведение «эксгибициониста» повлияли наркотики: в маленьком подсобном помещении на третьем этаже нашли неиспользованные шприцы и одну пустую упаковку. Вероятно, из-под использованного.
Врачи подтвердили: из приемного отделения второй областной больницы, куда пострадавшего доставила скорая, его вскоре перевезли в стационар наркологического диспансера.
А за десять дней до этого случая неподалеку от того самого офисного здания другой обнаженный мужчина выпал (или выпрыгнул?) из окна третьего этажа. Можно сказать, что все прошло относительно безвредно для его здоровья — черепно-мозговая травма и тупая травма живота. Не окажись рядом оперативно среагировавших полицейских, он вполне мог бы пострадать сильнее, пока в бреду катался по проезжей части.
Впрочем, эти два случая недавние, и горожане их хорошо помнят. А вот о похожих ситуациях, произошедших в прошлом году, могли уже и забыть. Например, в прошлом феврале на девятом километре трассы Тюмень — Нижняя Тавда, в районе дачных товариществ, голый мужчина бросился под колеса автомобиля «лада ларгус». Он скончался на месте. В марте на улице Холодильной неподалеку от магазина «Монетка» обнаженный мужчина сидел на асфальте в опасной близости от проезжей части и истошно кричал. В мае в районе Дома обороны гулял еще один — тоже без одежды. А в июле очередной раздетый мужчина метался по улице Севастопольской: он то бросался к дверям маленького магазинчика, то усаживался в лужу и принимался плескаться.
Не стоит думать, что раздеваться тянет только тюменских наркоманов. Похожие случаи врачи отмечают по всей стране. Как рассказала Оксана Конищева, заведующая диспансерным отделением областной наркологии, «соли» порой вызывают тактильные галлюцинации — тогда человеку кажется, что одежда шевелится и вообще таит в себе какую-то опасность. Возникает чувство тревоги, избавиться от которого можно лишь сняв штаны.
— Причем, этот эффект нельзя предсказать, — поясняет она. — Поймать такие галлюцинации может и подросток, в первый раз попробовавший «соли», и зависимый со стажем.
Как показывает практика, жертва тактильных галлюцинаций выясняет, что это был «тот самый случай», уже когда приходит в себя на больничной койке. А подробности «голого вечера» он без труда может узнать в Интернете, куда видео попадает с 90-процентной вероятностью. Зачем очевидцы стремятся увековечить подобные моменты — отдельный вопрос. На самом деле, в комментариях под такими видео не слишком много любителей поглумиться — куда чаще встречаются обычные люди, скупо выражающие огорчение происходящим. Но от того герои видео, наверное, должны чувствовать себя еще хуже. На тех, кто выплевывает оскорбления, можно хотя бы злиться. Перед теми, кто просто печально качает головой, — стыдно.