X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Зиму прогнали, весну приманили

Частушками, плясками, кулачными боями стенка на стенку и вкусными блинчиками, пирожками и ватрушками тюменцы прогоняли в субботу зиму на 22-м километре Велижанского тракта.

Хотя это уже территория Нижнетавдинского района, стоянку у поля, на котором развернулся праздник «Разгульная Масленица в Казачьем подворье», заняли автомобили и туристические автобусы, прибывшие из Тюмени. С полудня и до самого вечера народ не покидал казачье подворье, занявшее большое поле.


Растяни меха, гармошка

— Эх, хорошо! — оглядывая приготовленные для мастеров и кулинаров Нижнетавдинского района палатки и прилавки, тянет Андрей Чарков, мастер по работе с берестой и деревом. — Вера, где там моя гармонь? Петь частушки будем!

Жена Вера подает гармонь, отыскивает в кармане бумажку с частушками по случаю Масленицы. Вокруг веселых супругов Чарковых тут же собирается толпа ребятишек: и хоровод водят вокруг гармониста, и подпевают, и бросают кусочки стряпни ошалело носящимся по полю собакам. Когда веселье спонтанное, не постановочное — это всегда счастье. А на поле — еще и непривычный после городских многоэтажек простор: столько сил вдруг появляется, что кажется, будто белый свет можешь в дугу согнуть и плечами в свод радуги не пройти, как богатырь из былины.

— Тема, отдавай булку бабушке, и пойдем плясать! — поглядев на хоровод Чарковых, тянет какой-то дедушка своего внука в общий пляс.

Постепенно все палатки и прилавки заполняются. Здесь продают идущие нарасхват сладости: петушки на палочках, яблоки в карамели. Там — булочки и ватрушки. А совсем далеко от ворот, через которые организован вход, — шашлыки, колбаски и вообще все мясное, чем богат Нижнетавдинский район. Разворачивают свои богатства рукодельницы, открывает тир охотничий магазин, бравые ребята-казаки из сибирского казачества принимаются катать всех желающих на лошадях, в санях и на смирном, потрепанном жизнью ослике. На сцену высыпают скоморохи, кричат в микрофоны так, что голоса разносятся по всему полю: «Смотрите-ка! Люди пришли, обозначились! Реальные, не виртуальные!» Приезжает глава администрации Нижнетавдинского района Валерий Борисов, тоже совершенно реальный. Обходит подворье, спрашивает у мастеров, как идут дела и торговля, получает от мастера и гармониста Андрея Чаркова в подарок берестяного глухаря.


Маки тюменского ковра

Отдельным — интеллектуальным — пунктом на празднике оказалась история с художником Василием Суриковым и тюменским ковром. Как мы рассказываем на первой полосе нашей газеты, хорошо провести сам захват крепости, чтобы он выглядел так же, как на картине Василия Сурикова, в этот раз не удалось. Зато у организаторов получился очень качественный ликбез по части истории традиционного тюменского ковра.

У построенной из снега крепости установлена картина «Взятие снежного городка», поставлена телега, застеленная таким же ковром, какой художник запечатлел на картине. Сотрудники тюменской мастерской путешествий «Рыжий слон» зазывают публику познакомиться с искусствоведом Натальей Сезевой, которая готова рассказывать о картине. А еще с приехавшим на праздник Анатолием Кондратьевым, директором Сибирской ковровой фабрики — единственной в нашей стране, что сохраняет традиции изготовления знаменитого тюменского ковра. Его во всем мире узнают по ярким макам на черном фоне.

— Мы с радостью откликнулись на приглашение принять участие в реконструкции сюжета картины, — говорит Анатолий Никифорович. — Специально привезли точно такой же ковер, как изображен у Сурикова. Мы возим наши изделия за границу: недавно были на выставке в Китае. Везде ручной труд ценится. Но из родной Тюмени заказы поступают не так уж часто, вот мы и решили рассказать, чем же наши ковры хороши.

Ковры без внимания не остались: женщины гладят их руками, расспрашивают Кондратьева о цене и уходе, о мастерицах ковровой фабрики, которые почти все пенсионного возраста. И, уж конечно, не отказывают себе в удовольствии прилечь на устланную ковром телегу и сфотографироваться на память.


Перевелись богатыри?

Мужчины, тем временем, развлекаются иначе. Одни, взобравшись на бревно, лупят друг друга набитыми соломой мешками. Другие соревнуются в поднятии тяжести. Третьи не прочь посмотреть на казачьи кулачные бои до крови (к счастью, обошлось одним разбитым носом, ничего серьезного). А вот подраться на кулаках самостоятельно (уже не до крови) желающих среди гостей праздника немного. Казаки бьют по гордости: «Эй, ты! С бородой! Я тебя вызываю на бой, выходи! Что, не хочешь? С девушкой пришел, а биться отказываешься? И не стыдно тебе! Не мужик!»

Некоторые на тендерные издевки ведутся: то ли успели на грудь принять, то ли от демонстрации казачьей силы молодецкой захотелось и своей удалью похвалиться. Только кулачные бои, стенка на стенку, казачий коридор и прочие не слишком добродушные, хотя в целом неопасные забавы, затягиваются почти на три часа. Несколько раз ведущие праздника пытаются аккуратно завершить бои. Намекают казакам, что впереди запланировано еще много интересного: и на высокий столб за подарками надо слазить, и наградить победителей многочисленных конкурсов, и чучело надоевшей зимы сжечь, не зря же его такое большое из сена-соломы связали да еще и пожарную машину пригнали, чтобы огонь был безопасным и только в радость. Но куда там! Казаки пока всех мужчин моложе 60 лет по арене не прогнали — не успокоились: гулять, так гулять!

***
фото: Андрей Чарков;Катания в санях;Анатолий Кондратьев;Глава Нижнетавдинского района Валерий Борисов;Кто кого с бревна скинет.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта