X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Не лейте слезы над ливневкой

За последние два года городская ливневая канализация стала длиннее на 23 километра. Но достаточно ли этого для быстрорастущего города?

В зимний период о существовании ливневки никто и не вспоминает, но как только пригревает солнце, появляются первые ручьи и лужи на дорогах — ее поминают недобрым словом.

Статистика, даже самая позитивная, горожан мало волнует, для них важнее результат. Претензий у горожан к качеству работы городских систем водоотведения предостаточно. Особенно если учесть, что, как и в случае с теплоснабжением, застарелые болевые точки снова и снова напоминают о том, что кардинальное решение проблемы до сих пор не найдено.


Шаги саженьи?

На мартовском заседании постоянной комиссии по экономической политике и ЖКХ в отдельный пункт повестки дня вынесли вопрос об организации в городе системы водоотведения талых и дождевых вод.

— На территории города на текущем содержании находится около 150 км сетей ливневой канализации закрытого типа и около 170 км — открытого типа, то есть водоотводных канав, — проинформировал депутатов Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города.

За последние три года динамика положительная. Так, два года назад ливневки в закрытых каналах было чуть больше 120 км, сейчас — больше 135 км. Почти в три раза увеличилась и протяженность водоотводных лотков (они особенно важны для частного сектора) — с пятидесяти до ста шестидесяти километров. Но город растет такими темпами, что эти шаги становятся лишь шажочками.

Важен не километраж, а то, как эти системы обслуживают. Чтобы не пускать этот показатель на самотек, ливневку включили в перечень объектов текущего содержания, заключили муниципальные контракты, определили порядок, перечень, кратность и периодичность работ по очистке. В технических регламентах предусмотрели даже отбор проб и телеинспекцию. Благодаря им вовремя выявили нарушения при строительстве транспортной развязки по улице Монтажников. Строили-строили, а пропускную способность ливневки и герметичность ее труб нарушили. Лужи на дорогах — пустяки по сравнению с тем, каких бед могла натворить ошибка. Когда ливневка подмывает грунт, это нередко кончается провалами.


Где он, двигатель прогресса?

Но строительством и обслуживанием ливневой канализации на магистральных дорогах (их около 200 км) проблем с дождевыми и талыми стоками не решишь. Значительная часть города находится в пойме или на надпойменных террасах реки, где грунтовые воды залегают высоко. Обводненностью наши почвы напоминают питерские. Когда-то на улицах Тюмени лошади тонули в болотной жиже, сейчас всего лишь стоят лужи во дворах. Особенно в тех микрорайонах, которые строили наспех, не предусмотрев внутридворовой ливневой канализации. Без дополнительной откачки воды здесь не обойтись. Для подрядных организаций, обслуживающих эти дворовые территории и межквартальные проезды, разработали карту-схему по откачке дождевых и талых вод.

В прошлом году внесли изменения в Правила благоустройства города, которые закрепили ответственность управляющих компаний за затопление прилегающих территорий. Не следишь за состоянием двора — плати штраф. При этом пожаловаться на то, что у дома стоит лужа, которую не объедешь, не обойдешь, может любой житель, достаточно оставить сообщение на портале «Тюмень — наш дом».

Чтобы разные подходы не стали, как лебедь, рак и щука, запряженные в одну телегу, в декабре прошлого года администрацией города заключен муниципальный контракт с Институтом МосводоканалНИИпроект на разработку комплексной схемы водоснабжения и водоотведения. К июлю этого года документ будет готов.


Долой узкие места

Из доклада следовало — за ливневку в городе взялись основательно. Но депутаты все-таки подметили отдельные проблемные вопросы.

— Будут ли привлекать инвесторов для строительства ливневой канализации, и кому эти объекты будут принадлежать? — уточнил Николай Романов, заместитель председателя городской Думы.

— Системы водоснабжения и водоотведения могут быть переданы в концессию, но частно-государственное партнерство в этой сфере — дело будущего, — ответил Максим Афанасьев. — Для начала надо принять единую схему водоотведения и синхронизировать ее с темпами строительства города.

— Ливневые стоки в городе смешиваются с хозбытовыми. Справляются ли с такой нагрузкой очистные сооружения, или все сливается в реку? — спросил депутат Роман Чуйко.

— Системы работают раздельно, смешение потоков происходит в результате несанкционированных врезок, — пояснил Афанасьев. — Но при разработке новой схемы развития ливневой канализации будет сделан акцент на совмещение водоотведения хозбытовой и ливневой канализаций.

— Какая ответственность предусмотрена для управляющих компаний? — уточнил Сергей Морев.

— Раньше все держалось на уговорах и просьбах, теперь для юридических лиц предусмотрен штраф до 100 тысяч рублей, — сказал Афанасьев.

— Вы не представляете, какую мину замедленного действия заложили! — возмутился Захаров. — Жители старых домов и дворов без ливневки станут заложниками этой ситуации. Ведь штрафы, по сути, лягут на плечи собственников. Считаю, что обслуживание таких дворовых территорий должен взять на себя муниципалитет. Штрафы — самый простой путь, но не самый правильный.

— Изменения по многим пунктам, вроде бы, есть, но дворы как заливало, так и заливает, а положение в городе не улучшается, а ухудшается, — высказал свою точку зрения Юрий Коновалов.

— Ливневая канализация — наша с вами беда, — резюмировал Юрий Баранчук, председатель постоянной комиссии. — От ливня к ливню обнаруживаются одни и те же узкие места. Ливневки переполняются. Надо внимательней формировать исходные данные для новой схемы. Необходимо разрабатывать комплексные инженерные решения, локально эту глобальную проблему не решить.

***
фото: На улице Комсомольской прокладывается новая ветка ливневой канализации.;На улице Комсомольской прокладывается новая ветка ливневой канализации.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта