X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Патриотизм не продается. Но бренды надо продавать

Два вида торговли, рожденные в СССР, в свое время называли элитными — магазины «Березка», которые обслуживали иностранцев, и «Военторга» — для военнослужащих.

Первые перестали существовать в начале 90-х годов, когда отменили соответствующую статью Уголовного кодекса, запрещающую советским гражданам иметь валюту. Вторые, которые создавались как сетевая организация, поставляющая товары военного ассортимента, преодолели бури экономических реорганизаций, и сегодня переживают второе рождение. Не такое бурное, как хотелось бы, но дающее надежду, что специфика их не умрет. Особенно когда регион становится инвестиционно привлекательным, и все чаще посещаем иностранцами. Серия спортивных соревнований международного уровня, которые состоялись в Тюмени с начала года, показала, что у гостей из-за рубежа товары с символикой «Военторга» очень востребованы. На чемпионате Европы по биатлону, на чемпионате мира по зимнему плаванию, проходивших в Тюмени, «военторговские» палатки пользовались небывалой популярностью. Обычный ассортимент уходил быстрее самых эксклюзивных сувениров. Приходилось даже оформлять дополнительные заказы через головную федеральную структуру в Москве.


Как сохранить лицо

Показать товар лицом «Военторг» пока может только в формате выездной торговли на массовых мероприятиях. Пригласить иностранных гостей в свой дом, единственную торговую точку, которая осталась после оптимизации сети в начале 2000-х годов, «военторговцам» было бы не очень удобно.

Коренные тюменцы помнят, что многие годы магазин «Военторг» располагался в пятиэтажке по улице Ямской. Но в 2005 году, когда аренду площадей им подняли на 100 процентов, пришлось оттуда съехать и перебраться в двухэтажку N 3 по улице Таврической.

— Когда-то в этом здании был склад Министерства обороны, — рассказывает Ольга Штанова, директор магазина «Военторг». — Помещения и первого, и второго этажа были доверху забиты мешками с сыпучими продуктами и коробками с обмундированием. Комнаты мы отремонтировали, часть отдали под служебные помещения, часть — под ателье, и одну оставили под магазин. Хотя, как раньше, здесь не развернуться. Когда-то наши торговые площади составляли около 400 квадратных метров, теперь — всего 19.

Как ни странно, систему «Военторга» больше всего подкосила демократизация. Магазины товаров военного ассортимента были рассчитаны, прежде всего, на обслуживание воинских подразделений и военных городков. Как известно, в Тюмени в районе поселка Богандинский была расквартирована ракетная часть. Большой воинский городок был и в поселках Лесном, Княжево. Как только решением Министерства обороны с этих поселений сняли особый «закрытый» статус и перевели в ранг обычных населенных пунктов, торговые точки, в том числе и федеральных сетевых магазинов, там стали открываться одна за одной. «Военторг» не потерял полностью своих позиций только за счет специфики торговли. Воинские части ушли, но люди, вся жизнь которых была связана с армией, остались.

— В определенных позициях нам не было равных, заменить нашу специфику на рынке никто не смог, — рассказывает Ольга Викторовна. — Но и мы не хотели терять своих покупателей, старались сделать все, чтобы их удержать. Стали работать под заказ. Не обязательно товаров военного ассортимента. Даже что-то из галантерейных товаров можем привезти из города специально, если знаем, что это какой-нибудь бабушке необходимо. Считаю, что только такой индивидуальный, человеческий, подход и может сегодня спасти маленькие магазинчики. Как в прежние советские времена, мы в отдаленных поселках иногда даже даем товары под запись — знаем, что люди в бывших военных городках тяжело живут.


Патриотизм в новом формате

Товары военной тематики, которые раньше относились к узкопрофессиональным, теперь стали и товарами патриотической символики. К этому можно относиться по-разному. На заказ сейчас можно пошить себе форму любых родов войск и силовых подразделений со всеми положенными по статусу нашивками, эмблемами — хоть зимнюю, хоть летнюю. Из каталогов можно выписать и соответствующие головные уборы — фуражки, папахи, береты, пилотки. Имитации некоторых воинских наград и значков за отличную службу тоже можно купить. Обойдется полный комплект в кругленькую сумму, но если затрат не жалко — никто не запретит.

Для тех, кто по роду службы проводит в форме чуть ли не 24 часа в сутки, такая возможность пополнить или обновить износившийся гардероб — не прихоть, а необходимость. Тем более что материалы, из которых сейчас шьют форму, особо долговечными не назовешь. Они намного легче и по крою функциональней, чем прежние фасоны, но и в негодность приходят быстрее. Ателье, которое работает при магазине «Военторг», на отсутствие заказов по ремонту и пошиву форменной одежды не жалуется. Здесь работают опытные портные, которые до мелочей знают все особенности кроя бортов, карманов, лацканов и пройм, характерных для всех видов кителей.

— Работа у нас очень интересная, — говорит Елена Елкина, мастер-закройщик. — И люди интересные к нам приходят. Жаль только, что молодые сюда работать не идут, считают, что шить мундиры — скучно. Здесь, конечно, не как в индустрии моды от кутюр, но и не каждый портной может похвастать тем, что пошитую им вещь надевают на парады.

Два года назад в «Военторге» появились и вещи с новым видом патриотической символики — бренды, связанные с изображением президента Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, «Вежливых людей» и приуроченные к воссоединению Крыма с Россией («Крым — наш»).

— Первое время мы с опаской относились к таким продажам, — говорит Ольга Штанова. — Все-таки у нас особый статус, продавать можем только лицензированную продукцию. Поэтому головное предприятие в Москве получило личное разрешение Путина и Шойгу на размещение изображений в таком формате. И знаете, такие товары пользуются сейчас высоким спросом. Не только у иностранцев, для которых это особый хит, но и среди молодежи. Кто-то однажды пытался пошутить на тему: «Почем у вас патриотизм?» У нас есть на это ответ: «Патриотизм не продается, но футболку с символикой можно купить». А почему нет? Если люди гордятся тем, что живут в России, здесь и сейчас, что в этом плохого? Мы всего лишь даем им возможность в такой простой и доступной форме выразить это чувство.

***
фото: Старые ленточки на медалях в ателье «Военторга» могут заменить на новые;Продавец Ирина Валюкевич.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта