Безопасность — всему голова
Несколько лет подряд Тюменская область полностью обеспечивает себя основными продуктами питания. Потребители могут чувствовать себя в безопасности — голод и дефицит продовольственных товаров нам не грозит.
Но чувствуют ли себя в безопасности местные производители? Легко ли им обеспечивать нас? С чем приходится сталкиваться и с чем бороться ради того, чтобы прилавки магазинов и рынков ломились от снеди, а у нас был широкий выбор по всем продуктовым категориям?
— Агропромышленный комплекс региона сейчас находится на подъеме, — считает Владимир Чейметов, директор департамента АПК, заместитель губернатора региона.
По итогам 2015 года рост производства молочной продукции составил 7 процентов, мясных полуфабрикатов — около 9 процентов, кондитерских изделий — 13 процентов. Впечатляюще выглядит рост производства сыра — на 36 процентов. На молочном комбинате «Ишимский», где выпускается продукция под брендом «Золотые луга», производство сыров в прошлом году увеличилось вдвое. Запущено два новых наименования — «Гауда» и «Эдам». Программа по импортозамещению позволила на комбинате «Тюменьмолоко» строить далеко идущие планы — освоить девять наименований тюменских сыров. Развивают производство и Ялуторовский мясокомбинат, и компания «Ясень-агро».
Но чем сильнее становится тюменский производитель, тем агрессивнее ведут себя конкуренты. По словам Владимира Чейметова, все чаще стали регистрироваться случаи, когда производители из других регионов продают свои товары под нашей маркой. Пользуются тем же приемом, что и летом продавцы арбузов на рынках. Там в августе все бахчевые — астраханские. Только за качество такого бренда никто не отвечает. Так, недавно Роспотребнадзор выявил картофель с высоким содержанием нитратов. На упаковке в магазине значилось, что произведена продукция агрофирмой «КРИММ». Однако этикетка и сопроводительные документы противоречили друг другу. В результате выяснилось, что эти клубневые — совсем не тюменского происхождения. Если бы штрафы за такие нарушения были высокими, никто бы и не рискнул рядиться в чужую маску, но 5000 рублей никого не пугают. Владимир Чейметов считает, что наказание за подлог должно быть суровей.
О проблемах, которые пока кажутся незначительными, но могут вырасти в глобальные, говорит и Андрей Пантелеев, начальник областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка. Речь идет, прежде всего, о доле продукции местных товаропроизводителей в региональных и федеральных сетях. Само по себе увеличение доли торговых площадей и даже значительное ее превышение, по его мнению, играет не отрицательную, а положительную роль. Например, норматив обеспеченности торговыми площадями для продовольственных товаров — 180 «квадратов» на 1000 жителей, а в Тюмени уже — 338. Хорошо ли это? Пантелеев считает, что для покупателя — неплохо. При большом предложении создается высокая конкурентная среда, которая не позволяет задирать цену.
Опасность — не в количестве, а в качестве.
Дискаунтеры, которые все больше захватывают тюменский рынок, вытесняют продукцию местных товаропроизводителей. Мы не первыми идем по этому пути. Так в Германии за 10 лет количество магазинов у дома и рынков сократилось вдвое, даже фирменные магазины типа нашей «Тамары» сдают свои позиции, а вот крупные торговые центры захватили уже «контрольный пакет акций» — перевалив за 54 процента. Сети манипулируют покупателем, который всегда хочет купить что-нибудь подешевле. Они ведут демпинговую игру, снижают цену. Производители вынуждены уступать, уступать, чтобы попасть на полки, пока совсем не оказываются загнанными в тупик.
— Из 650 участников германского мясного союза сейчас осталось только 120, — привел факты Андрей Пантелеев. — Нам коллеги дали такое напутствие: «Берегите своего производителя и малую торговлю».
Глобализация на продуктовом рынке может привести и к тому, что будет стерто не только мелкорозничное, но и местное оптовое звено. Сетевым гигантам оно тоже не нужно. Попробуйте, например, в крупных сетевых магазинах купить тюменские огурцы — найдете ростовские, подмосковные, но не наши. И пусть на три рубля, но дешевле.
Конечно, тюменские производители не сдаются даже под таким экономическим натиском. Продвигают свои товары в рамках проекта «Покупаем тюменское!». Лозунгами, вроде бы, сыт не будешь. Кто теперь на них обращает внимание? Практика показывает, что обращают. Так, благодаря акциям по продвижению тюменской продукции через федеральные сети в 2015 году реализовано 26,5 тонны сыра производства «Золотые луга». А на фестивале «Покупаем тюменское!» товаропроизводители региона реализовали почти 60 тонн продукции на сумму около семи миллионов рублей.
Высоко оценивая качество этой продукции, Галина Шарухо, руководитель Роспотребнадзора по Тюменской области, предлагает разместить еще один призыв: «Покупаем полезное!» Тогда покупателям не надо ходить в торговый центр с лупой, чтобы изучать состав продуктов. Ориентироваться только на упаковку и даже сроки годности уже недостаточно. Еда должна приносить пользу, а не только набивать желудок и опустошать кошелек.
О необходимости поддержки своих товаропроизводителей говорил на заседании круглого стола, которое прошло в областной Думе, и Геннадий Страчков, директор тюменского хлебокомбината.
— Сети уже съели всех местных товаропроизводителей, — с болью сказал он. — Когда их сюда запускали, говорили, что будет не больше 22 процентов, а сейчас что? Они все заполонили. Говорили, что тендеры будут выигрывать те, у кого есть сертификаты качества. А что получилось? При цене на муку в 18 рублей, в торговых центрах продают хлеб по 10 рублей. К чему это привело? К тому, что раньше мы выпускали до 110 тонн продукции в сутки, а сейчас вынуждены сократить производство до 25. Работало у нас больше тысячи человек, а осталось только 450. У нас уже 10 миллионов убытков. Мы вынуждены брать кредиты под высокий процент. Рано нам по поводу продуктовой безопасности хлопать в ладоши.
Все участники круглого стола согласились, что сделано и делается много, но успокаиваться рано. Крупные игроки на продовольственном рынке, преследующие свои экономические интересы, не дремлют. Надо ли соглашаться с позицией, что покупатели — лишь пешки в этой игре? Ведь если это так, то рано или поздно придется есть, что дают. А хочется все-таки есть, что хочется.
***
фото: Хлеб — основа продуктовой безопасности.