X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Школа, где учат жить по-новому

На стене рядом с учительским столом преподавателя русского языка и литературы Ларисы Киселевой есть тревожная кнопка, которую регулярно проверяют на исправность и которой она никогда не пользуется.

— Хотя в самом начале своей работы в колонии нажимала ее, — вспоминает учитель. — Осужденные объявили мне бойкот: разговаривать отказывались, задания не выполняли… Понятно: пришла к ним с воли, молодая совсем, и пытаюсь их — жизнью битых — чему-то учить.

Это Лариса Николаевна уже сейчас, спустя 17 лет преподавания в исправительном учреждении, понимает, что ничего плохого осужденные ей, скорее всего, не сделали бы. Просто проверяли: а сможет ли она сделать для них что-то хорошее? Найдет ли правильные слова, чтобы взрослым людям захотелось снова сесть за парты, прилежно записывать за учителем под диктовку, тянуть руку, торопясь ответить на вопрос?

— Я пришла в колонию из обычной школы, и именно эта разница меня больше всего поразила: дети-то всегда тянут руку, хотят получить пятерку, заслужить похвалу, а здесь многие, в сущности, ничего не хотят, — продолжает Лариса Киселева. — Надо очень постараться, чтобы вызвать в них интерес не только к своему предмету, но и вообще к нормальной жизни.

Чем Лариса Николаевна с коллегами и занимается в 13-й вечерней, один из филиалов которой находится на территории исправительной колонии строгого режима N 2. За год обучение здесь проходят примерно от 300 до 350 человек, рассказала заместитель директора школы Наталья Коротких. Уроки обязаны посещать осужденные до 30 лет, которые не получили аттестата об общем среднем образовании на воле. Это по закону. А по желанию в школу могут зачислить и тех, кто старше. И тех, кто школу когда-то окончил, но хочет освежить знания. Администрация учреждения стремление спецконтингента к учебе приветствует: будь то школьное, среднеспециальное (в колонии есть профучилище) или высшее образование. — Некоторые получают в колонии и второе высшее, дистанционно, — говорит заместитель начальника ИК-2 Максим Микешкин. — Например, совсем недавно обращались родственники одного из осужденных, интересовались, с каким вузом можно заключить договор. Чтобы человек не терял здесь времени зря…

Eще один недавний случай: попал в «двойку» молодой человек, которому, чтобы окончить вуз, осталось защитить дипломную работу. Сейчас решают вопрос о том, чтобы пригласить в исправительное учреждение университетскую комиссию, которая приняла бы у бедового студента решающий экзамен.

Катя Христозова

— Ну, а пока они в школе — они все, словно дети, хотя и взрослые, — говорит Лариса Киселева. — Я обычно начинаю свой урок с того, что перелистываю календарь, на каждой страничке которого мудрый совет. Так вот если кто-то опаздывает к началу урока — к примеру, на работе задержался, некоторые учебу с работой совмещают, — очень расстраивается, что пропустил совет. Что делать? Даю ему календарь, чтобы полистал, сам себе выбрал то высказывание, которое придется по душе.

Листаем календарь и мы. Нам он советует начинать выстраивать отношения с человеком с того, что ему интересно. Лариса Николаевна говорит по этому поводу: ей повезло с предметом. Ведь в литературе можно найти столько всего интересного про каждого конкретного человека. Ученики иной раз удивленно присвистывают: это в каком году Булгаков с Достоевским написали?! А как будто про меня!

Сами осужденные, кстати, тоже пишут. Лучшие рассказы и стихи отправляют на конкурсы и печатают в ведомственных изданиях. Случаются, конечно, и неудачи. Их преподаватель тоже старается занять в учебном процессе: в ее классе есть стенд с самыми смешными выдержками из сочинений подопечных. О том, например, как «Отелло рассвирепело и задушило Дездемону» или о Жилине, «который всю ночь не спал и только к утру проснулся».

— Пусть ребята посмеются и заодно посмотрят, как не надо писать, — улыбается Лариса Николаевна.

Интересуюсь: бывают ли в школе при колонии прогульщики? Далеко-то не убежишь.

— Прогульщиков как таковых нет: если кто-то заболел или пошел на свидание с родственниками, то нам об этом сообщают, — отвечает Лариса Киселева. Но бывает другая проблема: человек пришел на урок, а мыслями совсем в другом месте. У него, может, дома проблемы: с женой поругался, ребенок маму не слушает, домой двойки из школы носит, а он сам за партой сидит и ничего сделать не может… Учителя разговаривают с ним об этом, что-то советуют. Да и вообще стараются, чтобы школа для осужденных была возможностью хоть немного отвлечься от быта колонии.

В школе, хотя она находится на территории зоны, и правда, своя, какая-то домашняя атмосфера. Ремонт, хорошая мебель, современная техника — это, конечно, важно. Но самое главное — люди. Учителя, которые задолго до первого сентября начинают готовиться ко встрече со своими такими непростыми учениками: разрабатывают планы уроков, внося в них поправки на возраст и интересы, придумывают темы для классных часов и сценарии ближайших праздников, вешают на стены кабинетов рамочки, украшенные ракушками.

Катя Христозова

— Я подумала: а много ли у них здесь того, что радует глаз? — говорит преподаватель физики Ольга Якушевич, которая и принесла из дома в школу рамочки.

С этого года Ольга Ивановна будет преподавать своим подопечным еще и астрономию, которую сделали обязательной во всех школах. Расстраивается только, что посмотреть с учениками в ночное небо не получится — режим учреждения подобных мероприятий не предусматривает. Но, в конце концов, они, пусть и без телескопа, могут сделать это самостоятельно. Да, вокруг высокий забор с колючей проволокой, из-за которого не больно-то что разглядишь. Но смотреть в звездное небо и мечтать о лучшей жизни осужденным никто не запрещает.

***
фото: Сегодня Лариса Киселева встречает своих учеников после летних каникул строгого режима ;Заместитель директора вечерней школы N 13 Наталья Коротких ;Календарь мудрых советов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта