X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

И спортсмены, и судостроители

Жужжание лодочных моторов нарушило покой тюменцев, загоравших возле пруда Утиный.

Вчера за час до полудня там появились молодые люди, прихватившие с собой разные модели судов: от парусных яхт до скоростных катеров. Так стартовали открытый чемпионат и первенство области по судомодельному спорту.

Отдыхающие, ворча на неугомонную молодежь, перебрались на другой берег, поближе к уткам. А судомоделисты спустили корабли на воду.

.Показать себя и посмотреть на других собрались три команды из Тюмени, а также по одному коллективу из Ишима, Сургута и Eкатеринбурга. Спортсмены боролись за победу в семи классификациях, в числе которых и упомянутые катера с яхтами, и соревнования в классе самоходных военных кораблей и подводных лодок.

Первыми в борьбу вступили шкиперы скоростных катеров. Задача была проста: сделать как можно больше кругов за шесть минут по специальной трассе. Далеко не все участники смогли добраться до финиша! У кого-то отказало управление, другим перекрыли движение водоросли. Как говорит один из судей Андрей Шевцов: молодо-зелено. Ребята, участвовавшие в таких заездах, недавно занимаются судомодельным спортом и пока только набивают шишки. На изготовление катеров, которые они мастерят сами — правда, не без помощи наставников — уходит, минимум, год.

— Мотор, аккумулятор и другие комплектующие мы покупаем, — рассказывает Андрей Шевцов. — А вот корпуса делаем по современным технологиям из стеклопластика. Этот материал легко принимает любую форму. Корабль из него можно сконструировать в бытовых условиях, при этом не потребуется специального оборудования. Стеклопластик долговечен и не боится воды. При изготовлении такой модели необходима еще угольная ткань и кевлар. Отдельно делают нижнюю часть, затем верхнюю, потом все склеивается, герметизируется. Только после этого ставится внутреннее оборудование.

— А для чего нужны в этой внутренней начинке две десятикопеечные монеты? — решаю удовлетворить свое любопытство. — Неужели судомоделисты такие суеверные, и монетки на счастье?

— Можно, конечно, и так сказать, — посмеивается судья. — На самом деле, нам нужны были металлические шайбы небольших размеров, а в итоге монетки по цене вышли дешевле.

Самоделки не имеют срока годности: судно либо морально устаревает, либо гибнет в соревновательной борьбе, либо надоедает спортсмену, и он берется мастерить новое. Старый корабль, как правило, переходит в пользование младшим братьям или товарищам по секции.

Как я понял из разговоров со специалистами, судомодельный спорт — штука универсальная. Он готовит не только спортсменов. Любой подросток, интересующийся этой дисциплиной, в будущем может попробовать себя в кораблестроении, ведь на занятиях ребята изучают конструкции настоящих кораблей. Кроме того, радиоуправляемая техника используется в различных исследованиях при подводных работах.

Но если душа просит, то можно оставаться спортсменом. Хоть до старости!

Катя Христозова

— Ограничений по возрасту нет, — говорит Андрей Шевцов, — пока человек в состоянии держать в руках пульт управления, он будет спортсменом. Это, скажем, футболист не сможет играть в 60 лет. Мне вот почти 60, но я легко смогу в любых соревнованиях посоперничать даже с мальчишками.

Кроме того, в судомодельном спорте, как и в любом другом, происходят определенные изменения. Например, для занятий в наших школах активно используют новые технологии. Об этом рассказал председатель областной федерации судомодельного спорта Кирилл Курин.

— Мы применяем современные программы для проектирования судов. Например, SolidWorks, — говорит он. — Для изготовления деталей используем высокоточные станки с числовым программным управлением. Сейчас намного легче сконструировать корабль, чем лет пять назад. Самую простую, учебную модель вообще можно сделать за одно занятие: взять кусок пенопласта, поставить мачту, парус, и готово. Ну а судна, участвующие в соревнованиях, готовят от года до трех лет, ведь самые быстрые из них могут двигаться скоростью до ста километров в час.

Помимо новых технологий в судомодельном спорте поменялся подход к делу, изменился тренировочный процесс.

— Все чаще в подготовке спортсменов используют тренажеры, компьютерные симуляторы, — рассказывает Кирилл Курин. — Сейчас оттачиваем навыки управления судном и в тот период, когда нет воды (в Сибири это примерно полгода — К.Л.). Аппаратура радиоуправления подключается к компьютеру, можно соревноваться и по сети. Самый популярный симулятор — «Виртуальный шкипер». Любому новичку, не владеющему навыками управления, лучше всего осваивать азы дисциплины по этой игре, чтобы потом он уже знал, что делать при выходе на большую воду и не растерялся.

Катя Христозова

.Когда я шел на соревнования, думал, что судомодельный спорт — это хобби людей родом из советской эпохи. Однако полсотни детей с горящими глазами заставили в этом усомниться. Оптимизм внушает и большое количество молодых тренеров, которые готовили ребят к соревнованиям. Как заверил меня Кирилл Курин, несмотря на большой выбор технических дисциплин, таких как робототехника, аэроквантум, энерджиквантум и другие, у судомоделирования всегда будут свои почитатели, которые не дадут этому виду спорта кануть в Лету.

***
фото: Тюменские спортсмены перед стартом ;За судейским столом ;Плыви ко мне, кораблик!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта