Сидят как-то брахман, казак и ненец…
Более чем за десять лет этнофестиваль «Небо и Земля» посетили десятки тысяч гостей как из Тюмени, так и из других городов.
Ни отдаленность экополиса «Фестивальный» от Тюмени, ни дорога, которая до этого года оставляла желать лучшего, ни необходимость жить в палатках и греть воду на огне, ни даже комары, нетерпеливо ждущие жертв, не способны остановить любителей такого рода отдыха.
И это понятно — за несколько дней гости могут посетить десятки мастер-классов самой разной тематики (хочешь, корзины плети, хочешь, дзен постигай) и послушать десятки музыкальных групп.
Впрочем, хоть мастер-классы и вызывают любопытство, но самыми интересными на этнофестивале всегда оказываются люди. Причем, чтобы все время видеть кого-то нового, нынче оказалось не обязательно кружить по территории. Достаточно залезть на большой деревянный мост, специально возведенный этим летом, и глядеть по сторонам: — Ого, вон парень пошел — волосы ниже поясницы. Как классно смотрится! И какая смешная малявка семенит рядом с ним — венок из живых цветов больше ее головы. Какие разноцветные бусы на той женщине — их же штук семь надето, не меньше! Да еще узорчатый платок на плечах. Но ведь здорово же! Празднично! А вон девушка в пижаме и тапках с заячьими мордами. Она что, только проснулась? Или ей нравится забавлять окружающих своим видом? Ха, вон рядом с хозяйкой идет большая лохматая собака в шапке с кошачьими ушками! И скоморох на ходулях. И реконструкторы в средневековых одеждах. И толпа поющих кришнаитов. И баба в сарафане и с коромыслом…
В какой-то момент мне показалось, что за текущей через главную фестивальную улицу толпой можно наблюдать бесконечно и это занятие не наскучит. Потому что каждому, кто имеет необычный вид, можно нафантазировать историю — кто этот человек, чем занимается и почему так выглядит. Вот, например, девушка с синими волосами несет в руках необычный музыкальный инструмент, похожий на летающую тарелку, — ханг. Наверное, она скоро будет выступать на сцене. А нет, подошла к палатке, где торгуют всякими диковинами и села рядом с продавцом. Ого, он достает гитару, и они играют вместе без всякой сцены, просто для себя. Гости, до того стоявшие и рассматривавшие товары, начинают пританцовывать и раскачиваться в такт непривычной, какой-то потусторонней, но совсем не пугающей, а расслабляющей мелодии.
Или вон гражданин в светлом пальто странного покроя и феске — красном шерстяном колпаке, который пару веков назад любили носить на востоке. Он с аппетитом жует перья зеленого лука и лукаво поблескивает глазами из-под очков. Это артист, взявший перерыв на обед? Или он предлагает гостям попробовать восточные магические практики? Вовсе нет, это реконструктор Александр Акулов, знаток национальных костюмов разных народов, населяющих территорию нашей страны. Он только что рассказывал в Русском городке об особенностях народного платья. И собрал целую толпу слушательниц, некоторые из которых даже делали пометки в блокнотах — чтобы потом, сев за швейную машинку, использовать новые знания.
Кстати, Русский городок, год от года разрастаясь, составляет теперь серьезную конкуренцию городку индийскому. Как ответ разноцветным сари, ожерельям из цветов, благовониям и песням про Кришну, который Харе и он же — Рама, наши выдвигают вперед дородных женщин в цветастых сарафанах, предлагающих отведать горячий хлеб и душистый медовый сбитень. Румяных девиц с лентами в волосах, которые способны любого заманить в свой веселый хоровод. Седобородых гусляров, рассказывающих сказки. Широкоплечих кузнецов, всегда готовых подарить на память понравившейся гостье только что выкованный гвоздик. А еще гармонистов, банщиков, казаков с шашками и мастеровых, которые на ваших глазах сплетут лапти из лозы, вырежут из деревянного чурбачка ложку или детскую игрушку. В таком виде родной культурой начинают интересоваться даже те, кто прежде был к ней равнодушен.
Впрочем, именно этническая составляющая расширяется от фестиваля к фестивалю. Вон казахи поставили свою приземистую юрту, разожгли возле нее печку и готовят баурсаки и одуряюще пахнущий бешбармак. Гостей приглашают садиться за низенький столик, наливать чай и заедать его вареньем.
А напротив ненецкий чум из оленьих шкур. Тот, кто зайдет внутрь, сможет научиться мастерить кукол и попробует блюда национальной кухни.
При этом на нескольких сценах то норвежцы «KALANDRA» играют мелодии, навеянные холодными ветрами фьордов, то тувинцы «KHOOMEI BEAT» поражают необыкновенным этническим пением, то питерцы из группы «Тесто» забавляют русскими народными частушками в электронной обработке.
Все вместе это создает впечатление калейдоскопа, от которого, по непонятной причине, совершенно не устаешь. К странной пестроте музыки, костюмов, безумных причесок и раскрашенных хной лиц быстро привыкаешь, и она перестает казаться диссонанс-ной. Да, сейчас в этом шатре дают урок ирландских танцев. Потом будут обучать капоэйре — бразильскому не то танцевальному, не то боевому искусству. И что? Ничего странного, сами попробуйте и то, и другое. А потом делайте выводы.
Конечно, я периодически слышу от знакомых недобрые отзывы, мол, на этом этнофестивале сплошь какие-то чудики собираются, я же человек серьезный и в третий глаз не верю. Но чтобы насладиться красочным праздником, совершенно не обязательно верить в магию камней, знаки зодиака, индийских ясновидцев, которые раскроют ваши чакры, древнеславянских богов или летающего макаронного монстра. Да большинство из тех, кто приезжает на «Небо и Землю», не слишком-то верят в эзотерику. Просто весело ненадолго притвориться, что в мире существует волшебство. И окунуться в добрую атмосферу всеобщей любви, где даже люди с диаметрально противоположным мировоззрением могут вечером посидеть возле одного костра. В обычной жизни этого порой очень не хватает.
***
фото: Такой был этнофестиваль. ;;;;;