X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

То лето, что вернулось издалека

Среди сосен, по утоптанной тропинке держат путь к близкому берегу двое молодых людей. Несут гитары. Для них это очень важный визит, знакомство с самим Майком Науменко — звездой рок-н-ролла 80-х, ленинградским «Бобом Диланом».

А там, у самой воды, царит веселье. Но к новичкам отнесутся со всей серьезностью. И никому не известный Виктор Цой («учусь резьбе по дереву в ПТУ») споет о бездельнике — необычная такая песенка, с двойным дном, не то забавная, не то серьезная. Песня понравится. И вот уже Виктор и его друг Леонид приняты в дружескую компанию рокеров. «А группа у вас как называется?» — «Никак». — «Вот и будет группа «Никак».

Но на правах лидера Науменко название придумывает сам, и весьма неожиданное — «Гарин и гиперболоиды» (отсылаю к фантастической повести Алексея Толстого, написанной в 20-е годы прошлого столетия — В.Т.).

.Вот так, неспешно и обстоятельно, нас вводят в мир героев нового фильма «Лето»* (сразу уточню, что он — черно-белый).

Город Петра, ставший городом Ленина. Год 1981-й, и до великих потрясений, что ждут страну, еще далеко. Молодость и любовь. Музыка — та, которую рождаешь ты сам. Вино — пусть это извечный советский «портвешок». И винил пластинок — заветных, из-за бугра и, конечно, страшно дорогих.

Это свой маленький мир, вроде бы беспечный и жизнерадостный, но обреченный выживать. Пробиться на эстраду со своими песнями — словно проломить стену. В одной из сцен облеченную властью даму станут уговаривать не судить строго песни Цоя — «да это же у него социальная критика! Половой распущенности, например». Дама, наконец, соглашается: с недостатками надо бороться, это приветствуют партия и правительство.

И, в нелепых рубашках с жабо (других не нашлось), «Гарин» и единственный «гиперболоид» (второго, ударника в группе, призвали в армию) выходят на сцену рокклуба. Трудный дебют. Но блестящий импровизатор Науменко (живая душа, не убитая славой) в критический момент выступления приходит на помощь. И виртуозным соло на гитаре делает песню хитом (так было на самом деле, сценаристы ничего не придумали). И зал аплодирует тем, кто станет спустя какое-то время основой легендарной группы «Кино».

Обозначив сюжет, поспешу перейти на другую «звуковую дорожку». Это авторское кино, требующее заинтересованного зрителя. Кино со своими стилем и аурой. С любопытными придумками — а это неожиданные экспрессивные переключения, которые рискну назвать «вторжением игры воображения в реальную жизнь». К примеру, Цой и Наталья, жена Науменко, садятся в автобус, и пассажиры вдруг начинают петь, да еще на английском! А кадры превращаются в подобие детской раскраски, где буйствует белый цвет (но может появиться и красный — как в другой сцене, с дракой в электричке, где рокеры отбиваются от атакующих их стражей порядка чужими дачными помидорами).

Фантазия создает новую реальность. Иллюзию разрушает, впрочем, «вечный скептик» в образе хмурого юноши, предъявляющего плакат с надписью «Этого не было». Кстати, сей прием создателей фильма поначалу вызвал интерес, но позже стал раздражать («ну вот опять, только время съедает экранное!»).

.А что же актеры? Тут непосвященный зритель мало кого узнает. Хотя и я впервые увидел на экране родившегося в Германии корейского актера Тео Ю (он не говорит по-русски, так что понадобился дубляж в исполнении Дениса Клявера из группы «Чай вдвоем»). Хрупкий и изящный Тео очень старается, но харизмы, мужественности настоящего Цоя ему все-таки не хватает.

Роль Науменко сыграл, и, по-моему, неплохо, профессиональный музыкант Роман Билык, он же Рома Зверь, из группы «Звери». Eго внешне флегматичный герой преображается на сцене. Удивительно нежен с женой. И доверяет ей всецело («хочется поцеловать Виктора — целуй. Тебе, что, нужно мое письменное разрешение?»). Во избежание двусмысленности уточню: никаких супружеских измен не будет. Музыка и дружба победят.

Украшение фильма — обаятельная Ирина Старшенбаум в роли Натальи Науменко. Актриса, ставшая по-настоящему популярной после успеха фильма Федора Бондарчука «Притяжение». Eе Наталья — и мама, и жена, и просто молодая женщина, которая ищет в жизни свой путь (но вместе с избранником сердца, тут она свой выбор сделала).

Среди тех, кто исполнил небольшие роли, отмечу Никиту Eфремова, внука Олега Eфремова, в образе БГ — читай, Бориса Гребенщикова. Eще более меня покорила Eлена Коренева (помните героиню «Романса о влюбленных»?) в недлинном эпизоде, где немолодая женщина рыдает в телефонной будке, на глазах у Науменко, случайно оказавшегося рядом. А потом она запоет на ночной улице, под дождем, и ее платье обретет истинный цвет — красный. Eще одна сцена, подобная маленькой романтической балладе.

Подытожим? «Лето» было представлено в основной конкурсной программе Каннского фестиваля, но приз получило только один — за лучший саундтрек. Музыка, действительно, властвует в этой картине, и меломаны получат свой кайф.

.Ах, лето! В эту пору года и ушли из жизни Виктор Цой и Михаил (Майк) Науменко. Первый — в августе 1990-го (погиб в автокатастрофе на территории Латвии; Виктору Робертовичу было тогда только 28 лет). Второй умер 36летним после кровоизлияния в мозг (был избит и ограблен в своем дворе).

Фильм посвящен «тем, кого мы любим». И эта фраза из заключительных титров не несет в себе недосказанности. Им посвящен — героям рока 80-х, прожившим на белом свете незаслуженно мало.

*»Лето», Россия, 2018. Сценарий — Михаил Идов, Лили Идова, Иван Капитонов. Режиссер Кирилл Серебренников. В российском прокате с 7 июня. 126 минут. 18+.

ФОТО KINOPOISK.RU

***
фото: КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА: Леонид (Филипп Авдеев) и Виктор (Тео Ю) приняты в компанию рокеров;КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА: Наташа (Ирина Старшенбаум) и Майк (Роман Билык).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта