X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

История полна неожиданностей

Написал автор этот «завлекательный», с его точки зрения, заголовок и тут же профессионально оглянулся в поисках хотя бы ковшика с холодной водой.

Остудить разгоряченное воображение. С чего это вдруг он решил, что история, невероятным образом вынырнувшая из архивной бездны, будет столь же неожиданной и для остальных читателей? Может, вся эта «неожиданность» — лишь для неофита-любителя? Может, профессионалы-историки давным-давно на этой теме все зубы съели, и для них чьи-то удивленные восторги не более чем банальность?

Ладно. Мы, как ободрял любителей дедушка Крылов, «истории не пишем», а всего-навсего удовлетворяем свое собственное любопытство. «За государственный счет», ехидно добавлял отец всемирно известного Штирлица — писатель Юлиан Семенов. Eсть такое дело. Тем более что фамилия человека, с которого эта история началась, тоже Семенов. Илья Семенов.

Правда, сама по себе довоенная фотокарточка Ильи Семенова никаких неожиданностей не предвещала. Родился он в д. Усалка Ярковского района. В 1938 году призван на Тихоокеанский флот. Распределен в комендоры, так с давних времен называют матросов-артиллеристов. Окончание срока службы приходилось на 1941 год. Что было потом — сами знаете.

А то, чего вы, быть может, не знаете, а наш комендор и подавно, происходило в глубоко засекреченном РНИИ, где с тридцатых годов испытывали «реактивные снаряды различных калибров и назначения с использованием многозарядных и однозарядных авиационных и наземных пусковых станков». Сама по себе история их возникновения интересна и даже трагична, но она не является целью нашего исследования. Просто так совпало, что когда наш комендор уже подумывал о демобилизации, а точнее — в марте 1941 года, на секретных полигонах успешно завершились испытания установок БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). И как раз в субботу 21 июня того же года реактивные снаряды и пусковые установки на базе грузового автомобиля были приняты на вооружение. Стали формировать для них расчеты. Так наш комендор оказался на суше и вскоре уже числился огневиком в одной из батарей новой воинской части.

В дальнейшем эти части стали именоваться бригадами, дивизионами и батареями гвардейских минометов. После первого же их появления на поле боя — это случилось 14 июля 1941 года — эти установки стали ласково именовать — «катюши».

Документальная принадлежность гвардии рядового, огневика 1-й батареи 4-го дивизиона 15-й гвардейской минометной бригады Ильи Семенова к этому грозному оружию обнаружилась уже поздней осенью 1943 года. А до того наш земляк успел повоевать на Воронежском, Брянском и 1-м Украинском фронтах.

По понятным, надеюсь, и вам причинам открытых свидетельств о боевом пути этой бригады не слишком много. О «катюшах»-то знали все. Остальное — только те, кому положено. Во всяком случае, многознающий сайт «Память народа» в наличии архивных документов 15-й минбригады признается, но знакомить с ними отказывается.

Согласимся с правообладателем и попытаемся исследовать то, что у нас «в доступе». А именно наградные листы личного состава 15 минбригады. Среди награжденных мы нашли и нашего комендора-огневика, правда, уже не во флотской форменке и с воротником-гюйсом за плечами, а в застиранной общевойсковой х/б.

«Гвардии рядовой Семенов И.А. 11.12.43 г. при выполнении боевой задачи в районе деревни Малая Рача, несмотря на прорвавшиеся немецкие танки и просочившиеся группы автоматчиков, достал лодку и под артиллерийским и автоматным огнем переправил через реку бойцов, не умеющих плавать, — гвардейцев Бекназарова и Петрова, чем спас им жизнь, а сам переправился вплавь через реку в последнюю минуту. За проявленное мужество и геройство тов. Семенов И.А. вполне достоин правительственной награды — медали «За отвагу».

Ну что, уважаемый читатель, стало у тебя меньше вопросов? У меня их только прибавилось.

Правобережье Днепра — между Киевом и Житомиром

Чтобы определиться на местности и понять происходящее, нам придется отступить от событий «в районе деревни Малая Рача» назад на месяц с небольшим. В самое начало ноября 1943 года. А может быть и раньше.

Итак, напомним: с начала третьей военной осени соединенные силы нескольких фронтов приступили к преодолению естественной, но хорошо укрепленной водной преграды — реки Днепр. Протяжение — почти полторы тысячи километров.

Некоторые источники утверждают, что немецкий генштаб рассматривал высокий берег Днепра в качестве возможной линии обороны чуть ли не сразу после проигранной битвы под Москвой. Другие, напротив, полагают, что к обороне «Днепровской дуги» немцы приступили чуть ли не в августе 1943-го. Учитывая, что четыре фронта, возглавляемые выдающимися полководцами — Толбухиным, Коневым, Рокоссовским и Ватутиным, штурмовали эту дугу почти четыре месяца, может быть согласимся, что истина, как обычно, лежит где-то посередине?

Впрочем, для нашего сюжета необходимо знать только одну дату. 6 ноября 1943 года. Войска 1-го Украинского фронта ударом с Лютежского плацдарма освободили Киев. Части вермахта, опасаясь оказаться окруженными в Киеве, в панике отступали по шоссе на Житомир. В истории это называется — Киевская наступательная операция. Вот как она излагается в Хронике Великой Отечественной войны.

3 ноября, 865-й день войны. Начало операции — 38 армия перешла в наступление.

5 ноября, 867-й день войны. 3-я гвардейская танковая генерала Рыбалко обошла Киев с запада и перерезала шоссе Киев — Житомир.

6 ноября, 868-й день войны. Войска 1-го Украинского фронта на рассвете штурмом овладели Киевом.

8 ноября, 870-й день войны. Сильные контратаки немецких войск на фронта от г. Фастов до Днепра.

12 ноября, 874-й день войны. Освобожден г. Житомир.

13 ноября, 875-й день войны. Завершилась Киевская наступательная операция. Она продолжалась 11 суток. Ширина фронта боевых действий — 320 — 500 км. Глубина продвижения наших войск — 150 км. Численность войск 1-го Украинского фронта — 671 тыс. человек. (От автора. Я должен еще раз повторить первое предложение предыдущего абзаца).

13 ноября, 875-й день войны. Началась Киевская оборонительная операция войск 1-го Украинского фронта. Немецкое командование сосредоточило в районе Житомира ударную группу в составе 15 дивизий и нанесло мощный удар по войскам 1-го Украинского.

15 ноября, 877-й день войны. Противник перешел в наступление, стремясь выйти на шоссе Житомир — Киев. (От автора. Вот что писал позднее командующий группой армий «Юг» Эрих фон Манштейн: «15 ноября 48-й танковый корпус начал наносить намеченный удар, который привел к тому, что продвигавшиеся на юго-запад танковые корпуса противника — ближайшая цель удара — были разбиты. Житомир снова оказался в наших руках.» (E. von Manstein. Verlorene Sieg. — Утерянная победа. 1955).

18 ноября, 880-й день войны. Войска 1-го Украинского фронта в двухдневных упорных боях овладели городом Коростень. В районе Житомира наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника. Противник понес огромные потери в живой силе и технике.

25 ноября, 887-й день войны. Противнику удалось продвинуться на 35-40 километров.

28 ноября, 890-й день войны. В районах Коростень, Черняхов и Брусилов наши войска отбивали атаки пехоты и танков противника.

30 ноября, 892-й день войны. По приказу Верховного Главнокомандования наши войска оставили город Коростень и заняли более выгодные для обороны рубежи.

Утраченная победа Эриха Манштейна

Между тем, воспоминания о том, что происходило в ноябре-декабре 1943 года на «Днепровской дуге», как в вермахте нередко называли Правобережье, сохранились. Спустя 12 лет после войны в Бонне вышла в свет книга человека, которого называли лучшим стратегом Гитлера. И ему было поручено восстановить положение на «Днепровской дуге», вернуть Житомир и Киев, сохранив за Германией Правобережную Украину с ее промышленностью.

Этот человек — командующий группой армий «Юг» генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн.

Продолжение следует.

***
фото: Комендор Семенов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта