Кто вносит вклад в историю
Вчера состоялось последнее заседание Тюменской городской Думы шестого созыва.
Всего же в этом созыве прошло 49 заседаний. Повестка дня последнего из них состояла из 22 вопросов. Число значительное, но не наибольшее. В октябре 2013 года повестка включала в себя 32 вопроса. Тем не менее, последнее заседание стало одним из самых представительных — его не пропустил ни один депутат, все 34 кресла в первом ряду были заняты.
И те, кто — за, и те, кто против
Первым в повестке дня значился вопрос о присвоении звания «Почетный гражданин города Тюмени». По-разному и в этом, и в предыдущих созывах проходили такие обсуждения. Иногда выдвинутые кандидатуры проходили сразу, иногда отклонялись, а бывало, что вносились снова и снова и набирали необходимые две трети от общего числа депутатов только с третьего раза. Достоинства кандидатов это не умаляло, просто так складывались обстоятельства. В этот раз кандидат на звание Почетного гражданина Тюмени был один — главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Соломонович Гольдберг-Гуревич.
Вначале Андрей Новоселов, начальник управления организационной работы, огласил итоги проведенного социологического исследования, которое показало, 85,9 опрошенных респондентов после знакомства с биографией кандидата назвали его достойным звания Почетный гражданин. Кроме того, еще 2212 человек поставили свои подписи, когда шел сбор обращений граждан. К слову сказать, эта цифра — рекордная по сравнению со всеми предыдущими годами. В поддержку кандидата направил свое послание в городскую Думу и Степан Киричук, ныне член совета Федерации, а ранее, в те годы, когда зарождался «Тюменский курьер», мэр города Тюмени. Теплые слова в адрес Рафаэля Соломоновича были сказаны от городского совета ветеранов (Владимир Семенов), от ветеранской организации ТюмГУ (Виктория Катанаева), от профессорско-преподавательского состава института культуры (Михаил Капеко). Аргументы в поддержку кандидата привели депутаты Альбина Селезнева, Мурат Тулебаев, Александр Лейс, Роман Чуйко, Динар Абукин, Игорь Ракша, Ришад Зиганшин, Николай Романов.
— Это тот редкий случай, когда все депутаты, независимо от партийной принадлежности, — едины, — отметил Александр Захаров.
Но при обсуждении не обошлось и без ложки дегтя, как назвал свое выступление Александр Шемякин, председатель общественной организации «Народный контроль». Правда, не всем в зале его выпады оказались понятны.
— О чем это он? — спросил меня сосед слева. — Что хотел сказать? Неужели только отметиться в истории?
— Личность кандидата — глубокая и многогранная, — подвел итоги обсуждения Дмитрий Eремеев, председатель Тюменской городской Думы. — Тем интереснее будет голосование.
Голосование депутатов, согласно регламенту, тайное. Итоги депутат Надежда Ачкасова, которую выбрали председателем счетной комиссии, огласила в 11.25. Все 34 бюллетеня были оформлены правильно, недействительных нет. За — 31 голос, против — три.
— Благодарю всех, кто отдал за меня свой голос, — сказал в ответном слове Рафаэль Соломонович. — Благодарю и тех, кто был за, и тех, кто — против. Eсли больше 50 лет работаешь в журналистике, у тебя должны быть оппоненты, иначе ты ничего не стоишь. Но особая благодарность тем, кто поставил 2212 подписей в мою поддержку.
Форма может менять содержание
После вопроса торжественного настал черед будничных, что вызвали горячие дискуссии. Один из них оказался сквозным, затрагивающим сразу несколько пунктов повестки дня. Речь шла о публичных слушаниях как форме выражения общественного мнения. И началось это бурное обсуждение не с реплики депутатов, а после выступления одной из слушательниц.
— Я считаю, что публичные слушания в той форме, в которой они проводятся, стали самым неэффективным инструментом выражения общественного мнения, — резко высказалась Лариса Некрасова. — Почему для того, чтобы вынести на публичное обсуждение какой-то из вопросов местного значения, надо собрать подписи 500 человек? А чтобы утвердить решение публичных слушаний, иногда хватает и нескольких десятков на них присутствующих. Это несправедливо. Это нарушает Eвропейскую хартию местного самоуправления, ратифицированную Россией в 1994 году.
— Я полностью согласен, — сказал депутат Динар Абукин. — Что это такое — пришел 41 житель, и готово решение публичных слушаний? А это — ничтожный процент жителей города. Надо менять саму систему слушаний. Иначе так и будет: деревья вырубили — и ссылаются на решения, принятые на публичных слушаниях. Так нельзя. А то так весь город можно вырубить или отдать под точечную застройку.
Депутат Юрий Безбородов не согласился с коллегой. Он считает, что не надо путать сам институт публичных слушаний и то, как они проводятся.
— Правила проведения публичных слушаний надо менять, — настаивал Абукин. — Надо лучше информировать горожан, предоставлять им больше времени на обсуждение, а не два часа, как сейчас. И дать им возможность высказывать свое мнение через Интернет, через депутатов, через управы. Решения должны приниматься с учетом мнения большинства жителей, а не 41 человека.
И снова взяла слово Лариса Некрасова. На этот раз она высказалась еще жестче и назвала публичные слушания «профанацией», потому что на них приходит «огромное количество муниципальных служащих», они и принимают решения. А должны бы — обычные люди.
— Согласен, что возможности информирования и участия жителей надо расширять, — сказал Дмитрий Eремеев. — Это можно было бы сделать во время общественного обсуждения. Оно позволяет высказать свое мнение не только в конкретном месте и в конкретное время, а в течение месяца.
Не потоп, так пожар
Eще через несколько пунктов повестки дня — во время обсуждения изменений в правила землепользования и застройки — депутаты и присутствующие в зале снова вернулись к теме публичных слушаний и общественного обсуждения. На этот раз заход был с другой стороны.
— Мы несколько раз выступали и вносили предложения на публичных слушаниях, но нас никто так и не услышал, — сказала Светлана Михальчук, представитель СНТ «Матмасы». — Почему игнорируют мнение 1,5 тысячи жителей дачных обществ? Наши дачи топит, рядом с нами хотят построить высотные дома. Как мы будем жить?
Но оказалось, что мнение о том, что дачников совсем не услышали, неточное.
— После обращения жителей мы еще раз проверили правила землепользования и застройки, — сказал Руслан Кухарук, временно исполняющий полномочия главы администрации города. — Обсудили поступившие предложения, внесли коррективы в генеральный план. В результате проезжая часть дороги, которая проходит возле дачных обществ, была сужена, зеленая зона увеличена, изменили застройщики и высотность зданий с 25 до 5-8 этажей. Все поставленные вопросы решены в практической плоскости. Кроме того, в работе находится проект строительства детского сада и школы в поселке Мыс.
— Надо взять на особый контроль еще и проблему подтопления территорий, — предложил Юрий Баранчук. — Водоотведением надо заниматься не после строительства, а еще на этапе проведения земляных работ.
— На заседаниях Думы мы редко так подробно рассматриваем частные случаи, — подвел итог обсуждению Дмитрий Eремеев. — Людей услышали. Нашли для решения золотую середину. Нам иногда приходится тушить пожар, но важнее сделать так, чтобы разрешить ситуацию можно было бы спокойно, в рамках нормативно-правового регулирования.
***
фото: Звучит гимн на 49-м заседании городской Думы ;Александр Новопашин и Рафаэль Гольдберг ;Дмитрий Еремеев ;Депутаты фракции ЛДПР вручают диплом Николаю Руссу ;Артур Ольховский и Владимир Гороховцев.