Вторая молодость или апгрейд
В драматическом театре 15 июня состоялась премьера спектакля «Молодость». Пьесу Ивана Тургенева «Месяц в деревне» поставил молодой режиссер Данил Чащин. Сам Данил говорит, что его спектакль не о молодости, а, наоборот, о старости.
«Молодость» называют самым ожидаемым спектаклем сезона. О нем говорили, его ждали. Билеты на премьерные показы раскуплены заранее. И спектакль не разочаровал публику, вызвал бурю положительных эмоций в социальных сетях. Люди говорят, что двухчасовая постановка без антракта смотрится на одном дыхании. Нет затянутых сцен или неинтересных диалогов.
Главные роли в спектакле исполнили Кристина Тихонова (Наталья Петровна), Сергей Скобелев (Ракитин), Софья Илюшина (Вера) и Николай Аузин (Беляев). Создатели спектакля: художник-постановщик Дмитрий Горбас, художник по костюмам Юлия Ветрова, режиссер по пластике Николай Реутов, художник мультимедиа Михаил Заиканов, художники по свету Айвар Салихов, Арсений Радьков.
Отношение к Тургеневу как к классику, произведения которого мир читает уже почти второй век, и который не может рассказать нам что-то новое, меняется после постановки Чащина. Из дворянской усадьбы действие пьесы перенесено в современный санаторий и сокращено до одного дня. Произведение выглядит свежим и остроактуальным, а начало спектакля — очень веселым. Герои — смешными и молодящимися.
Утро начинается с пробуждения и подготовки персонала. Вышколенные сотрудники встречают на завтраке отдыхающих широкими улыбками и горячими напитками. К услугам клиентов тренажерный зал, спа-салон, группа скандинавской ходьбы и традиционная вечерняя дискотека. Отдыхающие проводят время активно, но на протяжении всего спектакля вас не покидает ощущение, что персонажи зрелые просто пытаются угнаться за молодыми. Неловкость при выполнении тех или иных упражнений разительно отличает их от молодых, которые с легкостью и без одышки бегают и становятся в планку.
Но. смешные ситуации и диалоги плавно перетекают в трагедию. Зритель начинает понимать, к чему эти сравнения. Терзания Натальи Петровны перерастают в бурю, которая закручивает всех героев в эмоциональную воронку. Задорная и юная Вера от безысходности превращается в покорную и обреченную. За два часа на сцене происходит много всего. Напряжение сюжета не спадает до финальной сцены.
О сценографии спектакля «Молодость» хочется сказать подробней. Когда зрители только входят в зал, то видят большую декорацию — два этажа санатория в разрезе. И у всех появляется возможность заглянуть в комнаты, узнать, что происходит там. Использование поворотного круга сцены дает эффект трехмерного пространства. Оживает и локация березовой рощи — художник создал эффект бесконечного леса.
.Своими впечатлениями после премьеры поделилась Ирина Алпатова — театральный критик, кандидат искусствоведения и член экспертного совета и жюри национальной премии «Золотая Маска».
— Данил Чащин ставит в Тюменском БДТ неожиданный, острый, спорный, гротесковый и горький спектакль. Не интерпретация, но очень личное режиссерское высказывание на темы и мотивы пьесы. Отменное решение пространства Дмитрия Горбаса, сочетающее гротесковую массовку и трагическую лирику уединения. При изначальном отрицании «романтики» она все равно пробивается в подлинности актерского чувства. Жутковатая борьба за «молодость» толпы «старух зловещих, стариков»… Предвидение судеб молодых, поглощаемых этими монстрами. Цинизм без прикрас. Любовь, настоящая и вымученная, попытки понимания и прощения, но, случается, и самоубийства. Неровное дыхание людей и (пока) спектакля, ищущего течение, по которому очень скоро легко поплывет (обязательно)».
ФОТО АВТОРА
***
фото: Дискотека в санатории закончилась стрельбой;Данил Чащин;Софья Илюшина;Аузин — супермен;Исполнители главных ролей — Николай Аузин, Сергей Скобелев и Кристина Тихонова;Евгений Киселев и Елена Махнева.