X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Феномен киноклуба: 15 лет не переводя дыхания

Удивительно! В киноклубе Тюменского института культуры еще не завершен текущий 16-й сезон, а уже полностью сверстаны планы на новый, 17-й. Расписаны с 1 сентября по 1 июля.

Ничего удивительного, считает Наталья Соколова — директор вузовской научной библиотеки и преподаватель истории кино, директор международного фестиваля документального кино «КинЗА», основатель и бессменный директор киноклуба, которому в марте 2018-го исполнилось 15 лет.

— Наталья Павловна, извините, что начинаю с вопроса довольно странного. Но я немного запутался с числами. Почему 16-й, а не 15-й сезон?

— Все просто: мы ведем счет не по календарному году, а по учебному. Киноклуб не существует сам по себе, а является частью учебной и внеучебной жизни института культуры.

— Вы, конечно, помните, какой фильм был самым первым — тогда, в марте 2003-го?

— Мы показали ленту, ставшую победителем Берлинского кинофестиваля — «8 женщин» французского режиссера Франсуа Озона. А вообще, если мы коснулись истории клуба, то она найдет свое отражение в книге, которая должна увидеть свет к сентябрю. Выпустит ее редакционно-издательский центр нашего института. Почти сто страниц, множество фотографий из нашего обширного архива. Книга сверстана, сейчас идет литературная правка. Начали работу над рукописью прошлым летом, но постоянно от нее отвлекались, потому что времени не было. А вот сейчас плотно занялись этим проектом.

Идея возникла случайно. Олег Леонидович Шор (директор тюменского филиала Президентской библиотеки им. Б.Н. Eльцина — В.Т.) спросил меня: «А ты не можешь провести у нас презентацию своего киноклуба?» Провели. И поняли, что нам нужна книга.

— Были ли в истории киноклуба трудные периоды, когда его работа замирала на какое-то время?

— Простоев не было. Хотя нас никто никогда не финансировал. Михаил Капеко, ректор института в те годы, выделил просторное помещение на втором этаже. Начинали со стандартной видео-двойки. Все, что касается фильмов, то это мои собственные деньги (сразу уточню: чтобы соблюсти легитимность показов, использую только лицензионные диски).

Катя Христозова

Наш киноклуб — концептуальный. Показы идут в рамках тематических программ. Вот здесь, на столах в читальном зале, лежит весь архив. Из него узнаете, что, к примеру, программа «Кино, за которое не стыдно» посвящена российским фильмам. Она, как правило, завершает сезон. Нынче у нас было сразу несколько программ с отечественными лентами. К примеру, та, которую приурочили к юбилею Горького, — «Страсти по Максиму», с экранизациями его произведений.

— Ваша аудитория — это преимущественно студенты? Или слава клуба шагнула так далеко, что к вам приходят зрители со стороны, с улицы?

— Всегда было по-разному. В первые пять лет мы работали в помещении на втором этаже (здания на улице Республики, 19 — В.Т.), там вместимость — 200 человек. Вот столько у нас собиралось народу. У нас институт культуры, и миссия у него такая — культрегерская. Он открыт всему городу. И киноклуб всегда был таким же. Помню время, когда к нам ходило больше студентов из других вузов (например, классического университета), чем своих ребят. Процентов девяносто работающих в Тюмени молодых журналистов прошли через мой киноклуб. Многие молодые политики — тоже. Потому что главное у нас не просмотр, а обсуждение фильма. Это, прежде всего, площадка для общения. И поскольку мы никогда не боялись и показывали самое актуальное кино, подчас неоднозначное и спорное, то, конечно, люди приходили всегда.

Когда в конце первого десятилетия ХХI века ситуация стала меняться — появился Интернет и так далее, я перешла в этот зал. И публика у нас поменялась. Сейчас наше ядро — люди немолодые. Они вышли на пенсию, у них появилось свободное время, им интересно — то, что я показываю, в кинотеатрах увидишь не часто. И платить за билет не надо…

— Кто ваши помощники?

— Они были всегда, и, как правило, студенты. Но заканчивали вуз, уходили (кстати, в книге об истории киноклуба написано обо всех). Появлялись новые. И сегодня у каждой нашей программы есть свой куратор-автор. Это преподаватели и просто знатоки кино. Например, Тимур Курманов. Профессиональный психолог, знаток азиатского кинематографа, а особенно китайского. Eго программы пользуются огромной популярностью. Иногда даже приходится ставить дополнительные стулья.

У нас есть гостевая книга — по-моему, уже десятая по счету. У нас принято, приходя на фильм, записываться в эту книгу, хотя это и не является строгим правилом. Там же человек может оставить свои контакты. На основе моих гостевых книг были написаны несколько дипломных работ и кандидатская диссертация по социологии!

Чем еще хорош киноклуб? Тем, что он дает системное представление о кино. Eсли я показываю фильм Сергея Лозницы («Кроткая», вышедшая в 2017-м, демонстрировалась в этом зале совсем недавно), то обязательно рассказываю о режиссере, его кредо, философии, стиле. Несколько лет назад мы перешли к программам-лекториям. И рассматриваем ту или иную картину в контексте всего творчества конкретного режиссера. Нельзя понять «Кроткую», если ты никогда не видел «Счастье мое» или «В тумане», или документальные ленты Лозницы.

— А как приняла «Кроткую» ваша аудитория?

— Зрители у меня образованные. Вот и этому фильму дали профессиональную оценку. Все решили, и правильно, что по жанру это фантасмагория, такая сюрреалистическая картина. Хотя неподготовленный зритель увидел бы в этой картине только «чернуху» из провинциальной жизни, как у Андрея Звягинцева в «Левиафане». Но ведь кино создает новую реальность по своим, художественным законам. И чтобы понимать это, видеть, чувствовать, сопереживать, получать удовольствие — надо быть мало-мальски образованным человеком, немножко понимать киноязык.

— При таком обилии фильмов, которые вы смотрите, легко подбирать репертуар? Или, наоборот, трудно?

— Нетрудно, когда ты в этом живешь. В силу своих профессиональных интересов смотрю каждый день по два-три фильма. Теперь перемножьте на 365. Вообще день у меня длинный (просыпаюсь в половине шестого). Так что все успеваю. Обычно смотрю фильмы вечером, в домашнем кинотеатре.

Вопреки мнению многих пожилых людей, наше кино не умерло, и добротных картин много. У меня в Москве живут две тети, так они утверждают, что смотреть в кино совершенно нечего. «Алексей Герман-старший умер, с ним ушла эпоха. И Киры Муратовой уже нет.» Я в апреле приезжала на Московский международный фестиваль и по вечерам с ними дискуссии устраивала. «А вообще российское кино есть?» — и это у меня спрашивают жители столицы! Говорю: кинофестиваль открылся три дня назад, сходите, там есть хорошие российские фильмы!

Хотя. Вы знаете, что среднестатистический зритель в нашей стране гораздо лучше знает американское кино, чем отечественное? Такой ситуации нет больше нигде. Парадоксальная ситуация! Когда это произошло, когда возникло недоверие к тому кино, что создано на родных просторах? В 90-е годы, потерянное десятилетие для российского кинематографа.

— Июнь для вас просто ударный месяц — показываете по пятницам не один, а сразу два фильма. Это такое сложное расставание с сезоном?

— Это еще одна наша традиция, она возникла. сейчас скажу. в 2015 году. Лето, ночи короткие, дни длинные. А фильмов много — все хочется показать. К примеру, сегодня (беседа с Натальей Павловной состоялась как раз в пятницу — В.Т.) мы смотрим отечественные фильмы «Карп отмороженный» и «Язычники». 22 июня будут «Две женщины» (экранизация повести Тургенева «Месяц в деревне») и новелла Алексея Федорченко «Дышать» из киноальманаха «Куда течет время?» Eще через неделю устраиваем вечер памяти Киры Муратовой — сначала документальная лента Владимира Непевного «Кира», а затем мой любимый фильм «Долгие проводы».

— Переброшу мостик в грядущую осень. Все-таки не могу избавиться от удивления: знаете наперед все, что предложите зрителям.

— Да, сегодня готовы все программы нового сезона. Их пять, и каждая будет идти два месяца. Не стану раскрывать все карты. Но скажу, что 17-й сезон откроет программа Тимура Курманова, посвященная современному китайскому кино. Это тот артхаус, что известен только специалистам, хотя эти фильмы побеждают на крупнейших международных фестивалях. Два месяца работает Тимур, затем вступаю я с анимационным кино — авторским, полнометражным, из России, Eвропы, Америки. А завершится 2018-й традиционной рождественской программой — назвала ее «Вне темы». Это лучший европейский и американский артхаус. Все, наверное, не надо перечислять? Лучше покажу вам новые диски!

* * *

.И через минуту моя собеседница выкладывает на стол читального зала (это же вечерний кинозал по пятницам, действующий с 17.30, и вход всегда свободный) ворох плоских коробок с яркими обложками. И я вновь не могу скрыть невольного изумления. Она практически в одиночку добывает все это, не жалея собственных средств и сил.

И киноклуб живет! По-своему феноменальное творческое детище Соколовой. И уже не единственное. Осенью 2017-го по просьбе и с помощью руководства областной научной библиотеки Наталья Павловна и там открыла киноклуб. Он работает каждую вторую и четвертую субботу (сеанс начинается в 15 часов).

И, может быть, спустя год-два родится еще одно интервью, под условным названием «Феномен двух киноклубов». Почему нет?

***
фото: Наталья Соколова ;В кадре из фильма «Карп отмороженный» — Мария Неелова и Евгений Миронов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта