Напишем ноты для музыки садов
Среди участников первого тюменского фестиваля садов «AstraGarden» ходит шутка: «Все ландшафтники попадают в рай. Потому что там у них много работы».
Ландшафтный дизайн как профессия появился в середине XX века в Германии и Великобритании. Именно в этих странах искусство садоводства впервые приобрело массовый индустриальный характер. Английские и немецкие скверы и сейчас во многом считаются эталонными. Но и в России есть примеры высокого паркового искусства, мы тоже не лыком шиты. Можем не только за границей, но и у самих себя учиться. Именно такую общеобразовательную задачу и ставят перед собой организаторы фестиваля «AstraGarden», который состоится с 15 по 22 июля в садовом центре «Астра» недалеко от села Луговое.
— Основная задача фестиваля — создание позитивного творческого пространства, которое позволило бы профессионалам раскрыть свои возможности, показывать новые подходы, приемы в ландшафтном дизайне, — говорит организатор Маргарита Ахмечет. — Фестиваль — это пища для размышлений, сборник стильных, экологичных, красивых проектов, которые можно применять на дачных участках, во дворах домов, при благоустройстве городских скверов.
В фестивале принимают участие 10 тюменских ландшафтных дизайнеров. Они прошли не один теоретический и практический мастер-класс, чтобы придумать концепцию и воплотить ее с нуля.
— Все проекты нереально крутые! — восхищается Маргарита Ахметет. — У каждого участника — индивидуальный стиль, свое авторское видение пространства. Сад — это не работа, это — призвание и веление души.
Выставки садов обычно длятся не более восьми дней. Дизайнеры создают композиции, рассчитывая на максимальный декоративный эффект в течение этого времени. Уникальность тюменского фестиваля в том, что выставка «AstraGarden» будет работать целый год. Все, кто не успеет посетить фестиваль, смогут посмотреть проекты и позже. Можно проследить, как развивается сад, как он выглядит молодым и зрелым. Eсли он правильно спроектирован, в нем использованы местные зимостойкие растения, то он красив в любое время года и никогда не теряет шарма.
Участники фестиваля будут строить свои сады на территории тюменского «Ива-парка». Именно ива может стать одним из основных деревьев, формирующих сибирский сад. Многие воспринимают ее как сорное растение, от которого, как от крапивы, надо избавляться. Но это не так.
— Сибирские селекционеры вывели более 30 видов ивы. Это великолепное дерево, которое не только быстро растет, но и способно принимать разные формы, — рассказывает Маргарита Ахмечет. — Ива наполнит разнообразием и смыслом любой сад — английский, японский, итальянский, долину прерий.
Названия фестивальных садов звучат, как стихи: «Ветер в ивах», «Утренний кофе», «Сад воспоминаний», «Радужные детские мечты», «Рождение артиста», «Изгиб гитары желтой». И за каждым — не просто название, а своя концепция и философия.
Например, в саду «Рождение артиста» площадка разделена на две части: драму и комедию. Их символизируют растения и кустарники разных оттенков. Драму — холодных и темных, комедию — светлых и ярких.
— Каждый артист, прежде чем выйти на большую сцену, проходит разные этапы становления, бывают среди них и драматические, и комические, — говорит автор проекта Николай Иванов. — Путь этот извилист, как садовая дорожка. Он может быть тернист, но все равно гармоничен, как гармоничен настоящий сад.
Ландшафтный архитектор Александр Толоконников создает на фестивальной площадке японский сад — самый сложный и трудоемкий.
— Японский сад — это не технология, а магия, — считает он. — Существует известное клише: японский сад — это цветущая сакура. Но в японской культуре год делится на 72 периода, и каждый ассоциируется с определенными растениями. Все они могут сосуществовать. Сад как хороший борщ — не просто набор ингредиентов, в нем главное — бульон, то есть идея. Eсли в английских, итальянских, французских садах все рационально, то японский и китайский — настоящее шаманство, непредсказуемый иррациональный поиск.
Татьяна Беланчук, самая опытная участница фестиваля, занимается ландшафтным дизайном с 2000 года. До этого была строителем, архитектором, преподавателем, экономистом. Но в один прекрасный день поняла, что ее призвание — ландшафтный дизайн. И поехала учиться в Голландию. Теперь она — неоднократный участник и победитель международных конкурсов.
— Задача ландшафтного архитектора — полностью отдавать себя этому творческому процессу, — говорит Татьяна. — То, что было создано на бумаге и получилось в реальности, может кардинально отличаться. Пространство само знает, что там должно быть. Ландшафтный архитектор должен слышать пространство так же чутко, как музыкант — мелодию.
***
фото: Николай Иванов ;Маргарита Ахмечет ;ландшафтный архитектор Ольга Вавер ;Дорожка к японскому саду.