Общепримиряющий забег
84 юных спортсмена и физкультурника приняли участие в первом тюменском инклюзивном забеге, который состоялся в эко-парке Затюменский.
На разминке перед стартом трудно было определить, кто из этих детей — с ограниченными возможностями здоровья. Так же, как и остальные, они играли в догонялки на поляне, вместе со всеми под руководством инструктора выполняли веселые упражнения на координацию и растяжку. Может быть, только чуть медленней реагировали на команды и выполняли движения менее точно. Физически же особые дети мало чем отличались. Заметно было, что эти девочки и мальчики тоже тренированные и на спортивные занятия ходят систематически, а не раз от разу.
— Никогда не думала, что мою дочь когда-нибудь будут называть спортсменкой, — сказала мама восьмилетней Вики. — Родилась она слабенькой, у нас долго была задержка речевого развития. И только сейчас она выровнялась. Конечно, спасибо врачам и логопедам. Но больше всего нам помогли тренировки. В семь лет мы отдали девочку в секцию гимнастики. Там она занимается вместе со всеми. И это такой стимул!
— Я уже и колесо умею делать, и на мостик вставать, — тут же похвасталась Вика. — И на шпагат могу. Хотя немножко больно, но я терплю.
Девочки первыми вышли на старт инклюзивного забега. Им предстояло пробежать 500 метров по дорожкам, отсыпанным деревянной щепой. Гимнастки в беговых видах спорта обычно не самые сильные. Им привычнее упражнения статичные — на силу, растяжку или гибкость. Поэтому полкилометра по такому необычному покрытию, как пружинящая щепа, да еще и с ускорением, — для них испытание. А для тех, у кого возможности здоровья ограничены, — испытание вдвойне. Трудность не только в том, чтобы хватило сил до конца дистанции. Детям с ментальными нарушениями сам соревновательный принцип не очень понятен. Выкладываться на все сто, чтобы прийти первым, в порядке нормы для обычных спортсменов, а для детей с задержками психического развития естественней остановиться и заплакать, если устал, чем продолжать бег. Без помощи взрослых на дистанции им не обойтись. Помогали как родители, так и тренеры. Как самые близкие ребенку люди они могут найти нужные слова, чтобы тот преодолел себя и хотя бы дошел до конца дистанции.
— Тренер для наших детей — это и наставник, и друг, и почти родственник, — говорит Гульнара Совкова (Прадедова), руководитель общественной организации «Большие надежды», одна из авторов проекта «Спорт без границ». — Он учит их не только ходить, бегать или прыгать, но и жить, справляться с трудностями.
Для реабилитации детей-аутистов, которой много лет занимается Гульнара, недавно был получен президентский грант, который она использует совместно с общественной организацией «Волшебный батут».
— Дети на наши занятия приходят с очень низким уровнем подготовки — ручки и ножки у них слабые, спину плохо держат, — рассказывает тренер Ростислав Шаманских. — Мы работаем с ними по программе нейрофитнеса, куда входят занятия по общефизической подготовке, скалодромы, батуты и даже веревочные городки. Сейчас в нашу группу записано 240 детей.
Такими же, почти нулевыми, пришли к нему на тренировку четыре месяца назад восьмилетние Данил Прадедов и Глеб Лейс. А теперь мальчишки уже качают пресс за сотню раз, могут 50 раз сделать присед с трехкилограммовыми гантелями и 25 раз отжаться от пола.
— Физическая культура и спорт оказывают огромное влияние на сенсорное и психическое состояние ребенка, — говорит Гульнара. — Дети начинают быстрее развиваться, лучше говорить. Они чувствуют себя уверенней. Это раньше считали, что спорт не для особых детей. Теперь все поняли, что это не так. Наш первый инклюзивный забег это доказал. И на достигнутых результатах мы не будем останавливаться.
***
фото: Дети участвовали в забеге вместе с родителями и тренерами ;Каждый получил свой порядковый номер ;Гульнара Совкова с сыном Данилом.